Новости экономики и финансов
2494 | 0

Россия поставила рекорд занятости?

Какой регион и какую отрасль экономики ни возьми - промышленность, торговлю, банки, бюджетную сферу, - отовсюду идут новости о все новых массовых увольнениях. Почему же официальная статистика не видит растущей армии безработных?

Россия поставила рекорд занятости?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Остановлен конвейер калужского завода Volvo Trucks. РУСАЛ прекратил производство на четырех заводах и может закрыть еще два. Волгоградский Химпром планирует распрощаться с большей частью персонала. Численность работников АвтоВАЗа снизилась с декабря на 5 тысяч, и до конца года планируется уволить еще четыре... Удивляться, впрочем, приходится не этим печальным фактам. Тут как раз все ясно, экономический рост колеблется около нулевой отметки. Поразительно другое: весь этот экономический негатив никак не отражается на статистике занятости. Более того, если верить Росстату, ситуация на рынке труда лучше, чем когда бы то ни было в постсоветской России.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?

Численность безработных, зарегистрированных центрами занятости, опустилась до 900 тысяч - минимальный показатель за все время существования «бирж труда». Понятно, однако, что не все потерявшие работу прибегают к помощи государства. Тем более что и помощи-то особой нет: максимальный размер пособия по безработице - 4900 руб­лей. Поэтому более достоверным считается уровень занятости, определяемый по методике Международной организации труда (МОТ) путем опросов населения. Именно ее использует Росстат. И, согласно этим данным, в мае 2014 года без работы находились 3,7 миллиона человек, или 4,9 процента от экономически активного населения.

Но при этом вот парадокс: штаты неуклонно сокращаются - 12 лет назад на предприятиях и в организациях трудились 42,5 миллиона человек, к началу 2014-го осталось 35,3. Правда, в эту статистику не входят субъекты малого предпринимательства. Но утверждать, что здесь в последнее время наблюдается бурный рост, - значит сильно грешить против истины. Резкое повышение ставки страховых взносов привело к настоящему вымиранию микробизнеса: за 2013 год число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось на 500 тысяч.

На этом фоне рекорды занятости, о коих рапортует официальная статистика, выглядят настоящим чудом. Есть ли объяснение этому феномену?

Львиная доля ответственности за пропасть между красивыми цифрами и невеселыми новостями лежит на статистическом инструментарии: рамки определения «занятых экономической деятельностью» крайне широки. «Методика МОТ не улавливает многие нюансы нашего рынка труда», - считает социолог Анна Очкина. Одной из национальных особенностей является, к примеру, «значительный сегмент рабочих мест, оплачиваемых ниже или на уровне прожиточного минимума». Для справки: для трудоспособного населения он составляет сегодня 7896 рублей. При этом 8 процентов работников получали в 2013 году не более 7400.

Если человеку предлагается работа, не обеспечивающая даже простое воспроизводство рабочей силы, - «это уже проблема занятости», уверена эксперт. Наличие вакансий не должно никого обманывать: российский рынок труда испытывает острейший дефицит рабочих мест с достойной зарплатой и приемлемыми условиями труда.

ИГРА В ПРЯТКИ

Вторая и главная причина статистического благополучия - разрастающийся неформальный сектор, или теневая экономика. Ничего особо страшного в этом термине нет. Человек, трудящийся в тени, делает в массе своей то же самое, что и его коллеги в регулируемой экономике, доказывает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. «Неформал» производит товары, строит дома, оказывает услуги. Правда, не платит при этом налогов и смутно представляет, что такое Трудовой кодекс. По оценке эксперта, с 2000 года доля людей, занятых в экономической тени, увеличилась примерно в 1,5 раза. Для большинства теряющих работу неформальная занятость становится единственной альтернативой безработице.

Правда, вопрос о размерах теневой экономики не имеет однозначного ответа. Все зависит от того, под каким углом ее рассматривать. Ракурс, выбранный Росстатом, дает 14,1 миллиона человек, или 19,8 процента общей численности занятых. Но если исходить из так называемого остаточного принципа - число занятых по «мотовской» методике минус работники предприятий всех видов, - то в тени находится четверть миллиона человек, 34 процента экономически активного населения.

По мнению Гимпельсона, бурный рост тени неформального сектора свидетельствует об институциональном провале государства: «Издержки жизни «на свету» оказываются намного выше ожидаемых там выгод». Остановить разрастание тени можно только путем стимулирования видимой части экономики. То есть нужно снижать административные барьеры, защищать собственность, облегчать вход в бизнес... Однако вектор госполитики прямо противоположный, констатирует эксперт. И значит, игра в прятки с государством продолжится.

Впрочем, это еще не самый мрачный из возможных сценариев. Если нынешние тенденции сохранятся, растущая армия безработных рано или поздно выплеснется на улицы. Ведь теневая экономика при всех ее масштабах и гибкости тоже далеко не резиновая.

КСТАТИ

Согласно правилам Международной организации труда, к безработным относятся лица в возрасте от 15 до 72 лет, отвечающие одновременно трем критериям: а) не имеют работы либо доходного занятия; б) активно ищут работу; в) готовы приступить к ней немедленно (в течение обследуемой недели).

ПАРАДОКСЫ ЗАНЯТОСТИ

Вы не безработный, считает Росстат, если:

- хотя бы час в неделю работаете за вознаграждение (деньгами или натурой);

- находитесь в отпуске без содержания менее полугода;

- занимаетесь строительством или капитальным ремонтом собственного жилья;

- производите продукцию сельского хозяйства с целью продажи, обмена с другими домохозяйствами или для обеспечения родственников, друзей, знакомых;

- будучи без работы, не занимаетесь активными ее поисками.

Андрей Владимиров

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.