Но падение цен на нефть с 2014 года, растущий госмонополизм, удвоение военных расходов, санкции привели к стагнации, и даже новый рост нефтяных цен ее не лечит.
Новая «идеология денег» («Деньги - превыше всего! Все - во имя денег!») реагирует только на конъюнктуру. Структура товарооборота это только подтверждает: экспорт на 70% сырьевой, а половина импорта - машины и оборудование, как в странах третьего мира.
Даже в космосе Россия уходит на вторые роли - SpaseX осуществляет 45%, ЕС - 40%, РФ - 15% пусков. «Космос денег не приносит - тогда зачем он?»
ВОЙТИ В «ПЯТЕРКУ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ»
Пока что туманно выглядят перспективы выполнить пожелание президента Путина и войти в пятерку лучших экономик мира. Посмотрим лишь бегло на эффективность работы нашей экономики.
На рынке IT-технологий наша доля не превышает 1%. Бюджетные траты малоэффективны; демократические парламенты, проводя дебаты, подключают к обсуждению экспертов, прессу, препятствуют принятию непродуманных решений и неэффективным тратам.
На чемпионат мира по футболу потратили 634 млрд рублей, все было великолепно. Но... Дальше одни проблемы: фанфары отзвучали, а ненужные стадионы остались. Непонятно, как использовать даже «Лужники», что уж говорить о Калининграде, Саранске и других городах. Более того, на их содержание требуется 6 млрд рублей в год. Даже если сумеем за 10-12 лет вырастить своих роналду, - арены к тому времени вряд ли сохранятся.
Здоровая экономика отвергает бесперспективные предложения. Однако у нас засилье госмонополий этому препятствует, а на них приходится 70% потенциала страны по сравнению с 20% в 1992 году.
Правительство пытается ограничить аппетиты новых «хозяев жизни», но весовые категории несопоставимы. Поэтому у нас растет число сомнительных гиперпроектов, а число бедных растет еще быстрее.
Сырьевой сектор - наш локомотив и кормилец. Но его эффективность надо резко поднимать!
- Выработка на одного работающего в ExxonMobiL в 8 раз больше, чем в Роснефти, и в бесперспективную Венесуэлу уж точно вкладывать $8 млрд западная компания не стала бы.
- Газпром за 15 лет на 70% увеличил численность работников, однако добыча газа снизилась. В газопровод «Сила Сибири» в Китай без согласования цены вложено $400 млрд не Алексея Миллера, а наших. Поднебесная же ориентируется на использование сжиженного газа.
Эффект для экономики от продажи сырья все ниже - то ли плохо продаем, то ли не туда складываем выручку.
ЧЕМ БУДЕМ СПАСАТЬСЯ?
Задачу удвоения ВВП к 2010 году благодаря потоку нефтедолларов россияне выполнили процентов на 60. Гигантские ресурсы страны пока позволяют держаться на плаву совершенно архаичной социально-экономической системе, не способной к модернизации и повышению эффективности.
Неужели мы способны только к взращиванию миллионеров опережающими остальной мир темпами благодаря офшорам, плоской шкале налогообложения, отсутствию налогов на наследство и роскошь?
Госпрограмме вооружений до 2025 года потребуется 19 трлн, а на сокращение численности бедных хотя бы с 22 до 10 млн человек - 20 трлн рублей. Что выбирает правительство? Как совместить масло и пушки?
В широком сознании ТВ насаждает ненависть к ставшему враждебным окружению: все, что плохо, - от Запада, а что хорошо - от России. Растущая изоляция, борьба с «иностранными агентами» - верный способ дальнейшего технико-технологического отставания и консервации сложившегося порядка.
Рывка без сотрудничества с передовыми экономиками мира у нас не получится. А реформы «в собственном соку» мало что дадут, если не сделают хуже.
СТОЛОНАЧАЛЬНИКИК ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ
Проблема в том, что переназначенные весной чиновники живут вчерашним днем. Обществу видно, что они на реформирование не способны, для этого необходимы высокая компетентность и честность, позволяющие обоснованно принимать рискованные решения.
Однако господа из руководства экономикой предпочитают уже 10 лет дрейфовать вокруг нулевого роста экономики, утешаясь хорошо подогнанной статистикой. На российской кадровой «поляне» уже много лет одни и те же «цветы», изредка меняющие окраску, и их реформизм известен.
Правительство Медведева вновь утвердило ранее не выполненный план инвестиций до уровня 25-27% ВВП. Есть, правда, один обнадеживающий факт. Успешно проводимую в Дагестане борьбу с погрязшей в коррупции элитой Сергей Кириенко сможет распространить и на другие регионы, однако именно несменяемость правительства не дает повода для излишнего оптимизма.
Сергей Самарин,
экономист, кандидат наук.
Фото Pixabay.com