Новости экономики и финансов
4880 | 0

Россия и Украина находятся на пороге третьей газовой войны

«Пора прекращать нянчиться», - сказал как отрезал Дмитрий Медведев в ходе газового конфликта с Украиной. Казалось бы, самое время показать необяза-тельному и вероломному Киеву кузькину мать. Но игра ва-банк здесь чревата для России очень большими рисками.  Точная дата начала «взрослых» отношений между Россией и Украиной - 3 июня, 10:00 по московскому времени. Если до этого момента Газпром не дождется от украинского Нафтогаза 1,66 млрд долларов - предварительный счет за июнь, - то полностью прекратит поставки голубого топлива в соседнюю страну. И значит, начнется третья российско-украинская газовая война.

Россия и Украина находятся на пороге третьей газовой войны
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

ДЕЛО НАШЕ ПРАВОЕ

Баталия на сей раз произойдет в более комфортных для потребителей погодных условиях: никто, слава богу, не замерзнет. Однако, как показывает история, победы в кампаниях, начинавшихся в июне, давались России очень дорогой ценой.

Дело наше по-прежнему правое. «В адрес ОАО «Газпром» так и не поступило ни одного платежа за поставленный на Украину газ, - сообщил Владимир Путин в своем недавнем обращении к лидерам европейских государств. - В таких условиях российская сторона в строгом соответствии с контрактом выставила счет на предоплату поставок газа на Украину... Это вынужденное решение». Казалось бы, в чем проблема? Все очень просто: нет денег - нет товара. Но уже сам факт того, что президент вынужден объясняться со своими европейскими коллегами, говорит о, мягко говоря, нестандартности ситуации.

Все дело в той роли, которую Украина играет в российском газовом экспорте. Ее без преувеличения можно назвать ключевой. Судите сами: в прошлом году Россия поставила в страны дальнего зарубежья 138 млрд кубометров этого топлива, при этом 86,1 млрд, то есть 63,4%, прокачано по украинской трубе. Через Украину российский газ идет в 18 стран Европы. Поэтому под прекращением поставок газа в эту страну сегодня понимается не закручивание вентиля, а лишь снижение давления в трубе - на величину, соответствующую украинскому потреблению. Однако вряд ли этим закончится.

Стоит напомнить события минувшей газовой войны, которая начиналась очень похоже - со споров о старых долгах и новой цене. Как только Украине отключили газ, тут же возникли проблемы с транзитом. И целых 13 дней, с 7 по 20 января 2009 года, большая часть Европы прозябала в буквальном смысле слова без российского газа.

Решимость Москвы не смогли поколебать тогда ни стенания замерзающих европейцев - особенно досталось нашим бывшим братьям по соцлагерю, чья зависимость от даров сибирских недр близка к 100%, - ни отсутствие альтернативного маршрута. Имелся еще, правда, газопровод Ямал - Европа, проходящий по территории Белоруссии. Но он, во-первых, в разы слабее, чем украинская газотранспортная система (33 млрд кубометров ежегодно), а во-вторых, был на тот момент забит под завязку. Как, впрочем, и сегодня. Но сегодня в распоряжении Газпрома находятся две нитки «Северного потока», загруженные менее чем на половину от проектной мощности (55 млрд). Опять же лето, потребление упало. Казалось бы, самое время показать Киеву кузькину мать. Но чем это обернется для самой России?

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТАРИФ

Во-первых, хотя зависимость от украинского маршрута и снизилась, альтернативы ему по-прежнему нет. «Северный поток» сможет восполнить в случае чего не более трети украинских мощностей. Остается еще 60 млрд кубов - в полтора раза больше, чем получила в прошлом году Германия (40 млрд), импортер российского газа номер один. Полностью вопрос мог бы решить «Южный поток» (проектная мощность - 63 млрд), который пройдет по дну Черного моря. Но прокладка трубы пока даже не началась. По самым оптимистичным прогнозам первый газ по ней пойдет не ранее чем в 2016-м. А пессимисты и вовсе предрекают закрытие проекта - ввиду углубляющегося украинского кризиса и соответственно все новых санкций Запада против России.

Ну а про заключенный недавно газовый контракт с Китаем говорить в этом контексте вообще не приходится. Поставки начнутся самое раннее в 2018 году (более реальный срок - 2020-й), а до этого проект куда больше будет напоминать черную дыру, чем дойную корову. Затраты на реализацию составят до 90 миллиардов долларов, 55 из которых придется выложить российской стороне. Так что зависимость тут скорее обратная. Чем стабильнее и обильнее платежи наших западных покупателей, тем быстрее будет построена восточная труба. Но даже после этого Китай не заменит нам Европу. Проектная мощность будущего газопровода, на которую он выйдет отнюдь не сразу, - 38 миллиардов кубов. Это менее 20% того объема, что мы продали в 2013 году в Европу и страны СНГ (196,4 миллиарда).

Одним из итогов предыдущего российско-украинского «газавата» стало то, что перепуганные европейцы бросились судорожно искать альтернативные каналы поставки. Правда, попытки снизить зависимость от Газпрома оказались тщетными: адекватной замены так и не нашлось. Но ведь и отношения России и Запада тогда были совсем не те, что теперь. Пусть не всегда дружба, но и далеко не вражда. Трудно даже представить, как отреагирует Европа на отключение газа сегодня, в эпоху стремительно разгорающейся новой холодной войны. Ясно одно: одними планами дело на сей раз не ограничится.

Но если не будет ни несанкционированного отбора, ни рокового поворота винта, отсутствие проблем с транзитом это отнюдь не гарантирует. Бесперебойное газоснабжение Европы возможно только в случае своевременного заполнения газом украинских газохранилищ: к началу осенне-зимнего сезона в них должно быть накоплено не менее 19 млрд кубов газа. Именно из этого запаса Газпром восполняет дефицит в энергобалансе своих европейских клиентов, возникающий с наступлением холодов. С помощью одной лишь трубы скачкообразным увеличением потребления было бы не справиться. Ну а поскольку владельцем хранилищ является Украина, то на ней соответственно лежат и обязанности по пополнению и поддержанию этих резервов. Короче говоря, если конфронтация в любой форме продолжится, то кризис неминуем.

Наконец, не стоит забывать о том, что Украина является не только важнейшим транспортировщиком российского газа, но и одним из крупнейших его покупателей. По итогам прошлого года она заняла третье место в рейтинге импортеров, уступив лишь Германии и Турции. В 2013-м Украина получила из России 25,8 млрд кубов на общую сумму 10,7 млрд долларов. Да оплачен этот счет, увы, не полностью: за 2013 год Россия недополучила 600 млн долларов. Но даже за вычетом долга на Украину приходится 15% всех средств, полученных Россией от продажи за границу природного газа (общая сумма выручки - 67,2 млрд).

Что касается физических объемов экспорта, тут доля Украины меньше - чуть более 13%. Объясняется это несоответствие просто: украинцы платят за российский газ больше, чем среднестатистический импортер. За доказательствами далеко ходить не надо: средняя экспортная цена российского газа составила в прошлом году 342,3 доллара за тысячу кубометров. При этом Белоруссия платила по 163 доллара, Армения - по 189, Германия - по 379. Украине тот же объем обходился в 412,5 доллара. И это еще за вычетом 100-долларовой скидки, предоставленной в обмен на продление на 25 лет срока аренды Севастопольской военно-морской базы.

2 апреля 2014 года эта льгота была отменена - в связи с денонсацией Харьковских соглашений. А за день до этого приказала долго жить скидка, предусмотренная договоренностями от 17 декабря 2013-го: цена на газ для Украины устанавливалась на уровне 268,5 доллара за тысячу кубов. Таким образом, начиная с апреля цена на тысячу кубиков повысилась для Украины до 485,5 доллара. В ответ новые власти Украины вообще отказались платить по счетам - как по старым, накопившимся за период действия льготных цен, так и по новым. Мол, цена необоснованная. Если Россия готова вернуться к тарифу, действовавшему в первом квартале, погасим сразу все долги. Нет - встретимся в Стокгольмском арбитраже.

Вряд ли, конечно, правительство Майдана всерьез рассчитывает вернуть все льготы, подаренные Россией свергнутому Януковичу. 268,5 доллара - явно не рыночная цена. Это цена политической поддержки. Однако политикой сильно отдает и нынешний тариф. У независимых экспертов есть сильные сомнения, что он выдержит проверку в шведском суде. С трудом можно себе представить, например, что юристам Газпрома удастся доказать обоснованность отмены «харьковской» скидки: для Европы Крым и Севастополь - по-прежнему территория Украины.

Остается надеяться, что стороны все-таки не станут дожидаться обострения конфликта, а придут к компромиссу. Лучше, право, самый никудышный газовый мир, чем затянувшаяся война.

Если миром решить дело не удастся, то ничего не поделаешь - придется затягивать пояса. Чиновникам следует в этом случае готовиться к серьезному оскудению казны: налоги, уплачиваемые Газпромом и подразделениями, формируют 8% доходной части консолидированного бюджета. А рядовым гражданам - к стремительному росту тарифов на коммуналку. Должен же будет газовый монополист как-то компенсировать свои экспортные потери.

Андрей Владимиров

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.