Новости экономики и финансов
2303 | 0

Прощание с мотором

Прощание с мотором
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Иностранные автоконцерны сокращают свое присутствие в нашей стране, а некоторые уходят из России с концами. Причина - резкое сокращение спроса.

КУДА ДЕЛСЯ ОПТИМИЗМ GM?

Компания General Motors (GM) объявила о сворачивании производства своих автомобилей в России и практически полном прекращении ввоза импортных изделий. На нашем рынке остаются лишь несколько премиальных брендов, самые известные и популярные - Opel и Chevrolet - в России будут недоступны. Одновременно сообщила о временном прекращении поставок в Россию южнокорейская компания SsangYong. Цепной реакции, к счастью, пока не последовало: остальные иностранные автопроизводители не планируют пока уходить из России. Но нельзя не заметить, что совсем недавно таких планов не было и у General Motors.

Еще в сентябре прошлого года глава входящего в состав GM немецкого концерна Opel Карл-Томас Нойман уверял, что верит в «долгосрочный потенциал России». И для оптимизма были довольно веские основания. В течение нескольких лет подряд Россия занимала второе место в Европе по продажам новых машин, больше автомобилей продавалось только в ФРГ. Для Opel наша страна была третьим по значению рынком сбыта в мире - после Великобритании и Германии. Но за короткое время ситуация радикально изменилась: экономический кризис и обрушение рубля привели к резкому сжатию спроса. Российский автомобильный рынок, констатировал Нойман, выступая на прошедшем недавно Женевском автосалоне, «по сути, рухнул».

СПРОС ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объединяющей свыше 600 компаний из Евросоюза и РФ, в феврале продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 37,9%. Вслед за спросом сокращается и предложение. Производство легковых автомобилей в стране уменьшилось на 17,8% (февраль 2015-го к февралю 2014-го). Кстати, для справки: на долю иностранных брендов сегодня приходится более 75% производимых в стране легковушек.

И это, как говорится, еще далеко не вечер. «Сейчас российский автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль - только начало этого замедления, - предупреждает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. - Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна». По расчетам экспертов, по итогам 2015 года авторынок сократится, по меньшей мере, наполовину.

Причины, по которым наши граждане все реже посещают автосалоны, в общем-то, очевидны. Тем не менее, аналитическое агентство «АВТОСТАТ» совместно с порталом AVITO.ru провели в конце февраля специальное социологическое исследование на эту тему. 49% респондентов признались, что за последние два-три месяца их финансовое положение существенно ухудшилось.

Одной из главных жертв сократившегося спроса стала как раз продукция General Motors. Продажи автомобилей марки Opel упали по сравнению с февралем 2014-го более чем в семь раз, Chevrolet - почти в четыре раза. «Мы пришли к выводу, что перспективы российского рынка неважные не только в краткосрочном, но и в средне- и долгосрочном плане», - заявил глава Opel, комментируя уход марки из России. Некоторые эксперты, однако, считают, что дело тут не только в экономике.

«Показатели Opel и Chevrolet на российском рынке в 2014 и начале 2015 года были, мягко говоря, не очень хорошими, - признает директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. - Но и не самыми плохими среди прочих брендов. Многие другие автопроизводители имеют сейчас не меньшие проблемы в России, но продолжают верить в наш рынок. В этом демарше есть как экономическая, так и политическая составляющая. Можно предположить, что американцы настроены на то, что в России наступает долгий период экономических проблем. Наверное, не без их участия».

УБЫТКИ ТЕРПЯТ ВСЕ

Эта версия справедлива по крайней мере в одном отношении: действия американского автогиганта и впрямь наносят ущерб России. Как минимум имиджевый. Но даже если предположить, что руководители General Motors и впрямь испытывают такую неприязнь к российской власти, что кушать не могут, то приятное удачно совпало с полезным: покинув Россию, GM существенно сократила свои финансовые потери.

Кстати, по словам немецкого автомобильного эксперта, профессора Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанда Дуденхеффера, в похожей экономической ситуации находятся практически все присутствующие на российском рынке автопроизводители: «Никто в автоиндустрии не доволен тем, что происходит в России, - все терпят убытки... Учитывая обесценивание рубля, то, что продается, в том числе запчасти, не окупается. Происходящее сейчас на авторынке России - настоящая трагедия производителей и поставщиков автомобилей».

Как бы и кто ни относился к России, если ситуация не переломится, число производителей, делающих нам ручкой, будет неизбежно расти. Есть ли свет в конце этого мрачного автомобильного туннеля? «Хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдаленной перспективе», - не теряет бодрости духа председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. В общем, все надежды на деревянный.

Материал подготовил Андрей Владимиров

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.