Потребительский рынок
3786 | 0

Сервис с подвохом

Ремонт телевизоров, компьютеров, смартфонов и прочей электроники давно уже напоминает опасную прогулку по минному полю - никогда не знаешь, как и когда тебя разведут на деньги, в каком виде вернут аппарат и что от него останется после ремонта. 

Сервис с подвохом
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Журналист «Мира Новостей» столкнулась с диким рынком ремонтных услуг и убедилась, что рассчитывать здесь можно только на удачу.

Мой ноутбук работал долго и хорошо, а потом принялся слегка подвисать, отказался пересылать письма, затем взял моду по любому поводу отключаться. «Старичка» явно надо было отдавать в ремонт, оставалось только найти подходящий сервис.

Подвал на Чистопрудном бульваре с соответствующей вывеской произвел приятное впечатление. Небольшой, но аккуратный холл, вежливые приемщики и множество посетителей, которые периодически выстраивались в небольшую очередь. Именно этот факт и стал решающим - в плохой сервис люди толпами не пойдут.

«Диагностику мы делаем в течение суток, потом называем окончательную цену ремонта. Если вы не согласны, платите от 400 до 2000 рублей за проведенную диагностику и забираете свой аппарат», - заявил принимающий мой ноутбук парень. Я доверчиво согласилась.

Действительно, вскоре позвонил менеджер. Он заявил, что надо менять практически все: жесткий диск, видеокарту и еще какие-то детали. Все необходимое есть на складе. Запросил солидные деньги, но пообещал сделать быстро, за три дня. На том и порешили.

На пятый день ремонта никаких сигналов с Чистопрудного бульвара не было. Теперь уже я сама обрывала указанные в квитанции телефоны. Кто-то из сотрудников объяснил, что ремонт задерживается, потому что запчасти еще не привезли. Так мне же сказали, что они есть в наличии!

На восьмой день я наконец догадалась поискать в интернете отзывы об этом сервисе. «Мошенники» и «проходимцы» - это были самые деликатные слова в адрес ремонтной конторы в симпатичном подвальчике.

Как действовать в случае некачественного ремонта

Сразу пишите претензию с конкретным требованием - вернуть деньги, повторно выполнить ремонт или оплатить ремонт в другом сервисе. Документ оформляется в двух экземплярах, один подается руководителю фирмы или другому ответственному лицу, который обязан указать свои паспортные данные и зарегистрировать письмо в установленном порядке. Претензия рассматривается 10 дней. В случае отказа со стороны персонала сервиса официально принимать претензию можно послать ее заказным письмом с уведомлением или заручиться поддержкой двух свидетелей.

Не помогло? Обращайтесь в Роспотребнадзор. Ну и, наконец, в суд. Иск оформляется бесплатно, но если назначат экспертизу, ее оплачивают обе стороны в равных долях. Возможно, ответчик окажется не виноватым, тогда платить придется истцу.

В Москве юридическое сопровождение в таких делах может стоить от 20 тыс. рублей, но если суд признает вину ответчика, эта сумма будет с него взыскана. А еще сервис заплатит штраф в размере 50% от стоимости испорченной вещи, неустойку плюс есть шанс получить небольшую компенсацию за моральный ущерб - обычно до 15 тыс. рублей.

Пострадавшие писали о том, что поломанную технику здесь просто кладут на полку и начинают тянуть время, благо, что по закону срок ремонта может продолжаться до 45 суток. Когда заказчики, оставшиеся без жизненно необходимых телефонов, компьютеров и телевизоров, наконец, теряли терпение и требовали вернуть технику в каком угодно виде, им вручали никем не тронутый аппарат, а взамен забирали 2 тыс. руб. за так называемую диагностику. Кому-то поменяли вышедшие из строя детали на контрафактные. Некоторые обнаружили, что, починив одну поломку, горе-мастера создали множество других.

Перепуганная донельзя, я бросилась в сервис. Там мой компьютер выглядел как новенький и сносно работал. Но когда, вернувшись домой, я включила свой аппарат, то увидела намертво зависший экран - ноутбук был попросту мертвым.

Следующая неделя ушла на ругань с менеджерами, угрозы подать иск в суд, обратиться в прокуратуру, полицию и Роспотребнадзор одновременно. За долгие часы, проведенные в приемной сервиса, я познакомилась с множеством клиентов, которые один за другим несли сюда телефоны, переставшие работать через неделю после ремонта, или волокли телевизоры, пришедшие в полную негодность после подобных «услуг».

История москвича Виктора Н. мало отличается от предыдущей. Ему надо было всего лишь поменять дисплей электронной книжки, а в соседнем торговом центре «Вегас» как раз находился сервис. Барышня на телефоне заверила, что диагностика у них совершенно бесплатная.

...Приемщик быстро выкатил договор, напечатанный крошечным убористым шрифтом, потребовал 500 рублей залога, объяснив, что деньги войдут в стоимость ремонта. Сообщил, что замена дисплея у них стоит от 2 до 4 тыс. рублей, и попросил подойти через пару часов.

В назначенное время Виктору объявили, что ремонт обойдется в 5200. Это никак не вязалось с ранее объявленной ценой, и мужчина попросил вернуть гаджет, а заодно и 500 руб. залога.

Ему ответили, что книжку отдадут, а деньги нет. Оказалось, что в подписанном договоре маленькими буквами было написано, что в случае отказа от ремонта залог остается у них. Но на словах-то заказчику сказали прямо противоположное!

«Я попросил прайс, чтобы посмотреть, какие конкретные услуги они оказывают за такие деньги. Мне отказали. Не согласились они и выдать документ, где бы четко прописывалось, какие работы сделают во время ремонта, если я на него все-таки соглашусь. В конце концов пришел мастер, сказал, что в ремонте мне отказано, и вернул 500 рублей», - говорит Виктор.

Он не сомневается, что электронную книжку и деньги получил исключительно потому, что начал громко и нудно выяснять отношения с сотрудниками сервиса и отпугнул немало потенциальных клиентов. Приемщики предпочли просто замять дело.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Юрист Московского общества защиты потребителей Юлия Швец:

«Основная проблема, которая возникает при рассмотрении таких жалоб, - наличие правильно оформленных документов, которые есть у людей на эти приборы. Часто бывает, что гарантийный талон не принадлежит изготовителю, там нет его официального номера. «Серые» товары не принимают в сертифицированный сервисный центр, и с этим уже ничего не поделаешь. Но клиент может потребовать деньги с продавца на основании того, что проданный товар не обладает необходимыми потребительскими свойствами, в частности, он не может получить качественный бесплатный ремонт.

По закону сроки ремонта составляют до 45 дней. Никакие устные договоренности и обещания починить товар быстро юридической силы не имеют. В суде рассматриваются только условия, указанные в квитанции. Срок ремонта является обязательным условием договора, он должен быть прописан в документе.

Если вам не написали в квитанции перечень запчастей, которые будут использованы, и их цену, лучше поискать другой сервис. Просто слово «ремонт» в документе вместо подробного описания работ - это нарушение. Должна быть полная информация, какая неисправность имеет место и что для ее ликвидации требуется.

Квитанция должна быть установленного Минфином образца, проштампованная и пронумерованная, там указывается ИНН, расчетные счета и другие данные. На сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru можно ввести данные организации, посмотреть, с какого года она существует, где зарегистрирована.

Если во время ремонта на технике появились повреждения, потребитель имеет право требовать выплаты двухкратной стоимости вещи - об этом говорит статья 35 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Непростые, но частые случаи в нашей практике - воровство деталей. Сотрудники сервисов снимают детали в аппарате и ставят другие, худшие по качеству. Иногда клиент начинает разбираться, а там половина аппарата не его. Отследить такие вещи очень сложно. Вот почему многие пользователи просто покупают новый гаджет, не без оснований полагая, что последующий ремонт дороже обойдется».

Подготовила Наталья Пуртова

PHOTOXPRESS/А. Артеменков.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.