Минздрав объявляет войну вредным продуктам, которая, считают эксперты, обязательно ударит по карманам покупателей и по бюджетам телеканалов и газет. Но здоровья россиянам вряд ли прибавит.
О разработке стратегии по формированию здорового образа жизни населения медицинское ведомство заявило еще в январе. Приучать население к этому образу жизни планируется восемь лет, до 2025 года. В итоге смертность от неинфекционных заболеваний, по замыслу чиновников, должна снизиться в два раза! На днях Минздрав согласовал проект стратегии с Минпромторгом.
«Удивительно, что таких выдающихся результатов по снижению смертности правительство намерено добиваться не посредством улучшения медицинского обслуживания, как это делается во всем мире, а запретами на рекламу колбасы и кока-колы», - удивляется глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов.
Помимо запрета на рекламу в СМИ стратегия предписывает обложить вредные продукты питания дополнительными налогами. Хороший способ пополнить бюджет! А это значит, что так называемые вредные продукты вырастут в цене. И это уже касается не только пепси-колы и гамбургеров.
Пока критерии вредных и полезных продуктов не прописаны в законе, но Минздрав уже заявил о том, что к вредным будут отнесены продукты, в которых содержится более 1,2 г соли или 12 г сахара на каждые 100 г. Также в число вредных попадут продукты с содержанием на 100 г
более 20 г животного жира, сообщил внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Сергей Бойцов.
«В итоге в этом списке окажется большинство продуктов из всех существующих, начиная от тушенки и сосисок, заканчивая сливочным маслом», - комментирует Самохвалов.
Так, по данным Росконтроля, в 100 г сосисок или 80 г копченой колбасы содержится 3,3 г соли, в сыре сулугуни - 2 г, в пармезане - 1,8 г. В молочном мороженом - в среднем 16 г сахара, в соке - до 20 г.
Против инициативы Минздрава уже высказался заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. По его словам, запрет на телерекламу вредных продуктов в дневное время и ограничение этой рекламы в ночное время поставят под удар бюджеты телеканалов и газет, большинство из которых в кризисные времена и без того испытывают материальные трудности.
С 2012 года в России законодательно запрещена реклама алкоголя и табака, теперь запретят еще и продукты. К вредным можно отнести даже творог с высоким содержанием жира, не говоря уже про кофе и шоколад. Если правительство решило позаботиться о здоровье россиян, то пускай задумается о запрете молока, большая часть которого, согласно проверкам, состоит из суррогатов, считает Самохвалов.
Помимо запрета на рекламу Минздрав планирует в рамках стратегии сделать спорт доступным для россиян, а также открыть сеть кафе для малоимущих. Остается надеяться, что кормить в этих кафе будут исключительно здоровой пищей, например вареной картошкой, квашеной капустой и пшенной кашей.
Аделаида Сигида.
Фото Т. Павловой.