В августе мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь к специалистам рекламного отдела по адресу: adv@mirnov.ru.
Потребительский рынок
1211

После пандемии: дороже или дешевле?

После пандемии: дороже или дешевле?

После двухмесячного карантина произошло то, о чем некоторое время назад предупреждали эксперты: потребительский рынок заметно изменился, бизнесмены вынуждены менять ценники.

Наша газета попыталась разобраться, какие товары неизбежно подорожают в ближайшее время, а какие, наоборот, подешевеют.

КАРТОШКА – ПОШТУЧНО!

Маленький продуктовый магазин около метро «Чертановская» торговал овощами и фруктами все два месяца карантина. Продажи шли плохо.

«Здесь у нас небогатый район, много приезжих, которые снимают квартиры. Но большинство из них разъехались по домам. Уже в середине апреля стало ясно, что поток покупателей снизился примерно на четверть», - говорит управляющий директор этого магазина Светлана Коткова.

Она показывает закрома своей торговой точки. Из старых запасов остались овощи и зелень, они продаются по прежней цене. Вот-вот ожидается новый завоз, и уже понятно, как изменятся ценники.

«Турецкая клубника теперь будет примерно по 500 рублей за килограмм. Импортный красный перец станет дороже на 150 рублей. Вот так сразу! Я вообще не понимаю, кто это все купит за такие деньги. Наши покупатели теперь даже картошку не килограммами берут, а поштучно», - продолжает Светлана.

Между тем экономисты давно уже предупреждали, что старых цен на импортное продовольствие уже не будет. Рост прогнозируется в районе 10-35%. Возможно, в лучшем положении окажутся международные компании, которые работают внутри страны. Их ценники тоже вырастут, но ненамного - примерно на 10%.

«Промышленные гиганты сотрудничают с крупным ретейлом. Мы же, когда открывали свои торговые точки, рассчитывали на поставки подмосковных фермеров. Сначала думали, что их продукция останется в прежней ценовой категории, но сейчас уже ясно, что они тоже увеличат стоимость процентов на 30», - сетует директор.

Почему продукты отечественного производства должны так подорожать? Дело в том, что фермеры используют западную сельскохозяйственную технику, удобрения и семена. Теперь они будут вынуждены закупать все это по новой цене, следовательно, поднимать и свой ценник или просто закрываться. «Последствия мы увидим не сразу, а, скорее всего, в следующем году. Сейчас фермеры продают старые запасы, поэтому цены пока сильно не изменились», - заявляет финансовый аналитик Константин Кудрин.

Практически все эксперты подчеркивают: если сейчас цены растут медленно и незаметно, то только благодаря тому, что на складах остались докризисные запасы. Их и распродают с небольшой наценкой.

СМАРТФОНЫ И ЗАПЧАСТИ ПОДОРОЖАЮТ

Еще зимой бизнесмены с ужасом следили за тем, что происходит в Китае. Фабрики там закрылись из-за карантина, производство смартфонов и других гаджетов прекратилось. Даже пошли разговоры о том, что, если производство не восстановится, в российских магазинах возникнут большие проблемы с импортной электроникой.

Катастрофы, как мы знаем, не произошло, китайские фабрики оперативно вернулись в прежний режим. Но каждая неделя простоя добавила к стоимости их продукции 1,5-3%! Сегодня в некоторых магазинах электроники уже видны поредевшие прилавки.

«Мы повысили цены на 7-10 процентов. Но даже это сказалось на продажах негативно: покупателей стало на порядок меньше. У людей просто нет денег. Если с новыми поставками ценники опять взлетят, мы останемся без работы», - поделился своими опасениями консультант одного из магазинов, торгующего электроникой.

Эксперты в принципе согласны с такой оценкой. На рынке смартфонов доля импорта достигает 80-90% от совокупного объема продаж, и стоимость гаджетов может вырасти на 20-25%. Произойдет это, скорее всего, во втором полугодии, когда запасы на складах закончатся.

Также ожидаются перебои с поставками автокомпонентов: запчасти могут подорожать в несколько раз, но точные цифры пока никто не называет. Производители из разных стран уже предупреждают о проблемах со сборкой машин. Кроме того, подорожает проезд на транспорте, а также увеличатся тарифы ЖКХ. Экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин заявил, что могут значительно подорожать одежда и обувь.

«Высокие валютные курсы через месяц-другой прямо отобразятся на стоимости автомобилей, бытовой техники и прочих импортных товаров. В связи с закрытием магазинов одежды и обуви конкуренция резко упадет, остальные могут попробовать увеличить ценник на 20-30%», - рассказал эксперт.

Далее ситуация будет только ухудшаться. По прогнозу экономиста Никиты Масленникова, первое время после снятия карантина люди будут тратить последние деньги и потребительский спрос начнет восстанавливаться. Но позитивные тенденции сохранятся недолго.

«У населения просто нет средств, чтобы устойчиво поддерживать спрос. К тому же ожидается снижение зарплат и, соответственно, потребительских расходов. Ретейлеры, которые будут пытаться компенсировать недостаток спроса высокой ценой, вскоре поймут, что это бессмысленно, - дорогие товары просто перестанут покупать», - отмечает Масленников.

Как бизнес будет выкручиваться из сложившейся ситуации и как это скажется на кошельках простых покупателей, пока не знает никто. Но уже понятно, что худшее у нас еще впереди.

УСЛУГИ СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ?

Между тем, как полагают эксперты, в ближайшее время станут доступнее не товары, а услуги. В первую очередь речь идет об общепите. Обслуживание в кафе и ресторанах, судя по всему, действительно будет дешеветь.

На витрине небольшого сетевого кафе в районе метро «Красносельская» уже сейчас красуется огромная вывеска с объявлением о скидках. Хорошо сэкономить предлагается тем, кто придет сюда до четырех вечера, тем, кто появится позже, можно купить два напитка, а третий получить в подарок. Это кафе работает уже много лет, но ничего подобного до сих пор не было. «Так хозяева пытаются привлечь клиентов», - объясняет управляющая Галина. Она же пока стоит на кассе. Сама убирает помещение. Днем в среду здесь нет ни одного посетителя, да и столиков осталось совсем немного.

«По требованиям Роспотребнадзора, количество посадочных мест снизилось в три раза. Поэтому многие заведения просто не открылись, это нерентабельно. Но мы оптимисты и решили рискнуть», - хвастается Галина. Она говорит, что все соседние заведения так или иначе снижают цены. «Если раньше чашка капучино у нас стоила 170 рублей, то теперь - 120», - добавляет женщина.

Специалисты прогнозируют снижение цен и на рынке недвижимости. Опыт участников рынка показывает, что через пару месяцев за те же деньги можно будет купить квартиру побольше или подешевле. Но вовсе не факт, что экономия будет серьезной. «Сейчас и застройщики, и покупатели замерли в ожидании. Точно можно сказать только то, что роста цен, конечно, не будет. Вероятнее всего, квартиры подешевеют, но не сильно. Думаю, на 2-3%, не больше», - считает директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ Вадим Засько.

Другие эксперты с ним не согласны. «Мы ожидаем серьезного снижения цен. Это связано с падением доходов, ростом безработицы, опасениями, связанными с возможной второй волной эпидемии в течение года. В среднем по России цены на вторичном рынке могут снизиться на 10-12% относительно докризисного уровня», - сообщил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.

Многие специалисты уверены в том, что подешевеет и наш внутренний туризм. О том, что туры по стране упадут в цене на 10-20%, говорили еще в апреле. Но в начале летнего сезона ситуация остается неясной: например, крымские отельеры просят ту же стоимость за обслуживание, что и в прошлом году. Однако аналитики настаивают на том, что очень скоро турбизнесу придется снизить аппетиты и подчиниться законам рынка. Иначе они потеряют туристов, а вместе с ними и бизнес.

Наталья Пуртова

Фото: ADOBE STOCK

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)