С одной стороны, при рыночной экономике цены на товары устанавливаются сами по себе в зависимости от спроса и затрат на производство. С другой - власти сохраняют за собой право вмешиваться в ценообразование, как было недавно с сахаром и подсолнечным маслом.
Но если тогда правительство притормозило цены, то сейчас на ряд товаров повышает ввозные пошлины, что неизбежно приведет к росту стоимости товаров. Каких именно?
15 декабря вступило в силу постановление Правительства РФ №2240 от 7 декабря 2022 года, которое повышает заградительные таможенные пошлины на некоторые импортные товары на 35%. Это значит, что на столько вырастут затраты импортеров, а уж они не преминут переложить их на потребителя. Повышение пошлин коснется поставляемых из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши шампуня и других средств для волос, зубной пасты, средств для и после бритья, дезодорантов, средств для мытья посуды и другой бытовой химии. Повышение пошлин на них стало зеркальной мерой после того, как указанные страны ввели собственные заградительные пошлины для российских косметических компаний.
Как заверяет исполнительный директор Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии Андрей Самойлов, «ряд самых известных иностранных компаний локализован у нас в стране, то есть у них заводы находятся в России, и их эта мера тоже не коснется, а пошлины затронут товары, как правило, в дорогом сегменте, а не в сегменте массмаркет». Свежо предание, а верится с трудом.
Представители индустрии красоты уже не верят в чудо. Они предупредили: удар по сегменту будет существенным, ведь многие салоны красоты используют товары западных брендов (ту же краску для волос Matrix), поставки которых с 15 декабря подорожают, а значит, вырастут и цены на услуги парикмахерских. Крометого, подпошлиныпопали Gillette, Fairy, Oriflame, Colgate, Nivea и Old Spice. Поклонникам этих брендов точно придется раскошелиться.
Предполагается, что решение правительства об увеличении таможенных пошлин подстегнет народ к покупке отечественных аналогов. Но кто сказал, что они-то останутся в прежних ценовых категориях? Когда на полках наших магазинов аналогичные товары резко отличались по цене в зависимости от производителя? У нас все всегда происходит по цепной реакции - выросший в цене один товар тянет за собой «собратьев», даже если нет видимых причин к увеличению цены на них. К тому же из-за роста цен на импортную продукцию люди будут покупать отечественные аналоги: возникнет повышенный спрос и… появится весомый повод увеличить стоимость и российских товаров. Так работает рыночная экономика.
«Бытовая химия, средства личной гигиены - не тот сектор потребительского рынка, где следовало вводить заградительные пошлины, - считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. - Все, что касается здоровья, самочувствия, бытового комфорта людей, должно оставаться за рамками торговых войн. Товары, оказавшиеся в правительственном списке, подорожают в рознице пропорционально величине нового тарифа. К примеру, в период с января по сентябрь этого года продажи практически всех видов мыла в России снизились из-за роста цен на 3,5 процента, что достаточно существенно, а сейчас население будет экономить на них еще больше. Хотя, конечно, мыться не перестанет».
Выходит, куда ни кинь всюду клин: поддерживаем российское, вставляем палки в колеса импортерам из недружественных стран, а за все отвечает простой россиянин - своим кошельком и снижением стандарта потребления. Все, как обычно. Когда было по-другому?
Елена Хакимова.
Фото: ADOBE STOCK