С 1 августа в России стартовал эксперимент по цифровой маркировке мясных изделий.

Это значит, что мы с вами будем отдавать лишние деньги за продукт, входящий в рацион миллионов семей, и эти деньги рано или поздно окажутся в карманах главных бенефициаров печально известной компании «Честный ЗНАК», то есть доморощенных олигархов.
Россия взяла курс на тотальную цифровизацию всего и вся. От молока до лекарств, от шин до шуб - маркировка «Честный ЗНАК» уверенно шагает по стране, обещая потребителям прозрачность, а государству - порядок. Вроде бы ничего плохого в этом нет, но в нашей стране многие оптимистические начинания, как мы помним, превращали в народное бедствие.
По замыслу инициаторов, цифровая маркировка — это панацея от всех бед: контрафакта, фальсификата, недобросовестных производителей и серого импорта. Теперь очередь дошла до святая святых российского стола. Каждой упаковке мяса или полуфабриката заставят присваивать уникальный цифровой код, который можно будет считать через приложение на смартфоне и увидеть подноготную продукта: от фермы, где животное росло, до даты упаковки и срока годности. Официальная цель маркировки - сделать рынок прозрачным и вывести из тени мясную продукцию, изготавливаемую с нарушением стандартов, без уплаты налогов или из откровенно сомнительного сырья. Речь идет, по оценке экспертов Высшей школы экономики, о 14% такой продукции.
Однако дело в том, что фальсификация колбасы в принципе невозможна, - это вам не спирт по подвалам разливать. «Незаконные» сосиски делают на той же линии и из того же сырья, что и законные, только, скажем так, уже после окончания рабочего дня. Здесь угроза не для здоровья населения, а для бюджета. Вот налоговики этим вопросом по своим каналам и занимались бы, но нет - нужно провести тотальную цифровизацию!
По плану Минпромторга, к 1 марта 2026 года маркировка для мясной продукции должна стать обязательной для всех, однако Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) заявил, что в нынешних экономических условиях эксперименты, повышающие издержки и цены, должны быть заморожены либо адаптированы точечно, поскольку отрасль в целом к такому повороту событий не готова. На этом основании НСМ просит перенести внедрение маркировки на 2027-2028 годы. Минпромторг пока не отреагировал на эти заявления, а жаль. Нам тоже представляется, что за благими намерениями чиновников скрываются очевидные и очень большие риски. Не столько для бизнеса, сколько для покупателя с невысоким доходом.
Дело в том, что, как и любое начинание в нашей стране, цифровая маркировка имеет свою цену, ведь наклеить стикер на колбасу, фарш или котлеты стоит денег. Приобретение и установка техники, разработка и приобретение программного обеспечения, обучение персонала, по оценкам экспертов, в каждом конкретном случае обойдется в десятки миллионов рублей, которые, вне всяких сомнений, будут заложены в стоимость продукции.
Упаковка обычной вареной колбасы эконом-сегмента весом 400 г сейчас стоит 140-160 рублей. После внедрения маркировки стоимость вырастет как минимум на 5-10%. Вроде немного, но представим семью из четырех человек, где мясные полуфабрикаты - основа рациона. Ежемесячная продуктовая корзина в такой семье подорожает примерно на 1000 рублей. А вот наши олигархи - хозяева «Честного ЗНАКА» получат миллиарды как за счет реализации соответствующей государственной программы, так и за технику и помощь, далеко не безвозмездную, которую нужно будет оказать производителям.
Никто не спорит: хорошо бы избавиться от 14% нелегальной продукции на мясном рынке. Но почему ради борьбы с этим меньшинством, которое не представляет серьезной угрозы для людей, нужно ставить на уши всю отрасль и делать еду еще менее доступной для большинства? Если в борьбе за прозрачность создается ситуация, которая делает базовые продукты менее доступными для значительной части населения, значит, что-то делается не так.
Цифровая маркировка - идея полезная, но только в случае, если реализуется поэтапно, гибко, с учетом потребностей и возможностей всех участников рынка. Особенно тех, кто и так едва сводит концы с концами. Пока же все напоминает не столько заботу о здоровье нации, сколько еще один бюрократический проект с дорогим ценником.
Если маркировка повышает цены, сокращает выбор, душит мелких производителей и требует затрат, которые потом включаются в чек, кому это выгодно? Потребителю? Нет. Производителям? Нет. В плюсе, как мы уже говорили, определенные структуры, поставщики оборудования, а также чиновники с реформаторским зудом. Они, не спросив ни отрасль, ни покупателей, снова решили, будто знают, как надо действовать. Конечно, когда твоя зарплата не менее 300 тысяч и на обед подают мраморную говядину, а не тушенку из «Фикс Прайса», можно сколько угодно рассуждать о пользе маркировки. Но прежде, чем «оцифровывать» тарелку рядового россиянина, чиновникам было бы неплохо хоть разок заглянуть в нее. Если бы они это сделали, то поняли, что в реальной жизни доходы не увеличиваются, цены растут, а места для дорогостоящих игр нет. Если государство хочет навести порядок на рынке мясопереработки, пусть начнет с реального контроля, субсидий для честных производителей и помощи малому бизнесу, а не с очередной наклейки с QR-кодом, за которую придется платить нам с вами.
Елена Хакимова
Фото: LEGION-MEDIA