Знаменитая американская корпорация «3М» знала, что ее продукт для массового потребления опасен для здоровья, однако скрыла результаты исследований не только от общественности, но и от собственных сотрудников.
Историю об одном из самых больших скандалов в корпоративной жизни Америки опубликовал новостной портал ProPublica.
Еще в 1997 году старший научный сотрудник «3М» Джим Джонсон поручил своей сотруднице Крис Хансен проверить кровь рабочих на содержание в ней производимых на фабрике фторхимикатов. Они применялись при изготовлении одежды, специальных защитных аэрозолей и даже пожарной пены. Джонсон пояснил Хансен, что перфтороктансульфоновая кислота (ПФОС) проникает в организм фабричных работников и, хотя, мол, она безвредна, нужно узнать уровень ее содержания в организме.
Для сравнения Хансен взялась проверить кровь людей со стороны, и в ней тоже обнаружилась ПФОС. Пробы людей, никогда не работавших на фабрике, показали присутствие этого вещества. Она доложила об этом Джонсону. «Это все меняет», - задумчиво заметил он и скрылся в кабинете. А потом уволился. Хансен не знала, что «3М» еще 20 лет назад испытала свою продукцию на животных и выявила, что ПФОС обладает сильной токсичностью. Результаты экспериментов компания засекретила. Крысы, получившие 10 миллиграмм вещества на килограмм веса, начинали умирать, у них отказывала печень. Но весь связанный с этим химикатом материал был под грифом «конфиденциально»…
Фторхимикаты - плод усилий Америки по созданию атомной бомбы. Ученые из Манхэттенского проекта разработали безопасный способ соединения углерода со фтором, очень активным элементом. После войны «3М» взяла к себе ученых из Атомного проекта и те создали материал, обладающий волшебными свойствами: он отталкивал масло, воду, не грелся и был очень долговечен. Потом «3М» стала продавать фторхимикаты и ПФОС компании «Тефаль» - она использовала их в изготовлении тефлона, которым покрывали сковородки. В 1970-е это вещество распространилось повсеместно, им пропитывали домашние диваны и кресла, чтобы те не загрязнялись. Домохозяйки были в восторге от тефлоновых антипригарных покрытий. В СССР такие сковородки воспринимались как очередное чудесное изобретение Запада…
А Хансен продолжала свои исследования и установила, что химикат попадает в организм живых существ через загрязненные пищу и воду. Тогда Хансен решила найти пробу крови, в которой отсутствует ПФОС. Она отыскала ее только в пробах, взятых в отдаленных горных районах Китая в 80-90-е годы.
С 1951 по 2000 год «3М» произвела минимум 100 миллионов тонн ПФОС и химикатов, которые потом превращаются в ПФОС. Компания продолжала производить опасный продукт, даже когда выяснилось, что он ядовит для животных и человека. Ученые до сих пор пытаются выяснить биологические последствия этого преступления. Им теперь известно, что химикат проникает в клетки органов и нарушает базовые биологические функции.
В 2018 году ученые из Университета Нью-Йорка подсчитали, что последствия применения только двух химикатов ПФОА и ПФОС с точки зрения заболеваемости, потери трудоспособности и затрат на лечение обходятся в 62 миллиарда долларов в год. Все, кто подвергся их воздействию, сталкиваются с повышенным риском развития раковых заболеваний.
Сейчас такое же беспокойcтво вызывает группа фтороганических синтетических соединений ПФАС, которая обладает похожими свойствами. Они применяются в производстве множества товаров, в том числе и кухонной утвари. Правительственные агентства хорошо знают об опасности этих химикатов, но корпорации не позволяют вводить ограничения на их применение. В результате они загрязнили 45 процентов водопроводной воды в США…
Николай Иванов.
Фото: LEGION-MEDIA