В России разработали госстандарт на доставку готовой еды. Он начнет действовать с 1 мая нынешнего года.
Теперь станет проще получить компенсацию, если доставленная еда оказалась некачественной и нанесла вред здоровью.
Сегодня, пожалуй, трудно найти в стране человека, который хотя бы раз не заказывал на дом или в офис пиццу, суши, пироги, салаты, напитки…
«Доставка еды - один из видов электронной коммерции. В 2022 году объем его составил 553 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с 2021 годом на две трети, а по итогам 2023 года рост составил 35 процентов и объем вырос до 750 миллиардов рублей», - рассказал сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере Алексей Койтов.
Развитие форм онлайн-взаимодействия в сфере питания стало поводом для разработки нового ГОСТа, призванного унифицировать требования к оказанию популярной услуги. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), изучив мировой опыт доставки еды и опыт российских компаний, разработало и опубликовало национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования». Согласно новому стандарту, продукция для доставки должна соответствовать техническим регламентам, документам по стандартизации и технологическим документам исполнителей услуг общественного питания (ТУ, СТО, ТК и ТТК), а предприятия общепита должны определить ассортимент блюд и изделий с учетом соблюдения их безопасности при транспортировке. Кроме того, курьеры обязаны иметь медицинскую книжку. Как заявил глава Росстандарта Антон Шалаев: «Доставка еды - это не просто удобство, а необходимость для многих людей, которые хотят получать качественную продукцию общественного питания. Новый стандарт обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей, а также повысит доверие к этой услуге».
Вопрос качества и безопасности потребления продуктов, заказанных дистанционно, рано или поздно должен был получить свой ГОСТ, ведь если требования к санитарному состоянию кухни и содержанию подсобных помещений в реальном общепите жесткие, то они должны быть и для доставки готовой еды.
Если же заказчик столкнулся с задержкой доставки, он вправе через претензию или суд потребовать уменьшения цены за эту услугу или возмещения убытков. Впрочем, имейте в виду, что исполнитель не станет платить компенсацию, если докажет, что доставка опоздала из-за обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. На практике в случае задержки покупателю, как правило, предлагают в качестве извинения дают промокод на следующий заказ или другой бонус. А уж если курьер с заказом не приехал, потребитель может потребовать вернуть деньги либо вообще не платить.
Добавим, что дистанционная доставка продуктов общепита подпадает под действие закона о защите прав потребителей. Что делать, если есть подозрения на отравление едой из доставки? Алексей Койтов советует собрать все доказательства, которые помогут это подтвердить.
- В первую очередь нужно обратиться в медицинское учреждение и зафиксировать отравление, что станет основным подтверждением факта причинения вреда здоровью.
- Дополнительным подтверждением станут любые документы, связанные с заказом еды: чеки, СМС-сообщения, электронные письма, отметки в приложении, поэтому сохраняйте их, если придется подавать претензию к доставщику еды на возмещение вреда здоровью или если дело дойдет до судебного разбирательства. Компенсация производится в размере расходов, связанных с лечением, и утраченного заработка, если в это время человек не работал.
- Оплачивайте готовую еду только по факту получения, чтобы сначала проверить, что вам привезли. Если товар не устроит вас по каким-то причинам или вовсе оказался не тем, от него можно отказаться, не оплачивая.
Елена Хакимова.
Фото: С. Ведяшкин/Агентство «Москва».