Потребительский рынок
4907 | 0

Белорусская молочка опять под запретом

Россельхознадзор установил временные ограничения на импорт молочной продукции из Белоруссии. Официальная причина - нарушение требований безопасности. А на самом деле?

Белорусская молочка опять под запретом
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

КАК «ЛАТИНОСЫ» ВЫДАВИЛИ С РЫНКА БЕЛОРУСОВ

Милые ругаются, только тешатся. Но Россия и Белоруссия стали «тешиться» слишком часто: на днях разразился новый скандал. С 26 февраля Россия планировала запретить ввоз белорусской молочки, затем дату перенесли на 6 марта, потом перенесли на 15. Официальная причина, как всегда, в несоблюдении санитарно-гигиенических норм. А на самом деле?

Первого марта Александр Лукашенко заявил: «Меня спецслужбы информируют, что завезли из Новой Зеландии или откуда-то сухое молоко - появились излишки и они начинают нас придерживать, пока реализуют то молоко». Президент Белоруссии пригрозил, что терпеть этого не будет и примет ответные меры.

Так что же получается, Россельхознадзор обманывает? Или белорусское КГБ неправильно информирует своего президента?

«Мир Новостей» решил разобраться. Для этого мы взяли официальную статистику по импорту молока. Оказалось, что в прошлом году закупки сухого молока из стран дальнего зарубежья действительно резко выросли (в 3,7 раза в физическом и в 4,5 раза в денежном выражении), причем в наибольшей степени нарастила объемы как раз Новая Зеландия.

Об этом, например, в 2017 году отчиталась Федеральная таможенная служба. Первый удар по белорусской молочке мировой рынок нанес в прошлом году - тогда цены на сухое молоко упали на мировых биржах почти в два раза (с 2600 до 1660 долларов за тонну). Российские переработчики стали переходить на южноамериканское сухое молоко.

Белорусам пришлось следом за Новой Зеландией (поставляющей, к слову, на мировой рынок треть сухого молока) снижать цены: сегодня Белоруссия предлагает его по 100 рублей за килограмм, что равносильно ценам на мировом рынке.

Но уступки белорусов ситуацию не спасли. Если в 2016 году импорт молока и молокопродуктов из Белоруссии составлял в общем объеме импорта 82%, а доля Новой Зеландии - 4% (по столько же у Аргентины и Уругвая), то уже за первые четыре месяца 2017 года импорт из Белоруссии сократился до 69%, а из Новой Зеландии вырос до 10%.

Бороться белорусам есть за что: на начало 2018 года Россия обеспечивает себя товарным молоком всего на 75%, белорусы в прошлом году поставили в Россию свыше 5 млн тонн молочной продукции, или почти 30 литров на каждого россиянина.

В денежном выражении это почти 1,5 млрд USD, или по 150 долларов на каждого жителя республики Беларусь в год.

ПОЧЕМУ РОССИЙСКОЕ МОЛОКО СТОИТ ТАК ДОРОГО?

В чем только не обвиняют белорусов! И свою продукцию они якобы фальсифицируют...

На самом деле подделывают вовсе не белорусы: в конце прошлого года в ходе проверок на подмосковных продовольственных рынках выяснилось, что твердые сыры «производства Беларусь» по 270-350 рублей за килограмм производятся вовсе не в Белоруссии, а в подмосковных подпольных цехах из пальмового масла, импорт которого после кризиса вырос как минимум на 26%.

К слову, проверяющие ушли, а все тот же сыр на рынках остался.

«И что, в этом белорусы виноваты? - комментирует глава юридического агентства «Российское право» Алексей Самохвалов. - Если контрольные органы не могут навести порядок в своей стране - это вопрос к контрольным органам. Или, может, властям выгодно закрывать на это глаза, чтобы потом отчитываться с высоких трибун, что у нас сыр доступен пенсионерам и вообще ничего не дорожает?»

В той же Белоруссии не продают сыр из пальмового масла под видом натурального: за продавцами ведется строгий контроль, а все предприятия работают по ГОСТу в отличие от российских.

Замруководителя аграрного думского комитета Айрат Хайруллин заявил о том, что цен, по которым Белоруссия привозит в Россию молочку, якобы «нигде в мире нет»: «Сегодня Белоруссия предлагает сухое молоко с доставкой по 100 рублей за килограмм, в пересчете на молоко - 11 рублей за литр».

На самом деле это и есть цена сухого молока на мировом рынке. Только почему в самой России себестоимость одного литра - 24-28 рублей, что в 2,5 раза выше среднемировой цены?

Хайруллин объясняет: только на корм надо потратить в России 11 рублей на каждый литр. Получается, по экспорту зерна Россия - мировой лидер, а содержание скота влетает в копеечку? Плюс еще кредиты, электричество. Вот и набегает цена почти в три раза выше среднемировой.

Эксперты уже заявили о том, что «исчезновение столь опасных конкурентов станет крайне своевременной помощью для российской молочной отрасли».

«ЗАВЕЗЛИ И ВОССТАНАВЛИВАЮТ»

Отправной точкой запрета считается обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву президента Татарстана Рустама Минниханова: глава республики две недели назад пожаловался, что местные переработчики закупили импортное сухое молоко, из-за этого фермеры и колхозы находятся на грани разорения. Закупочная цена на цельное молоко упала с 28 до 7-18 рублей!

К слову, Татарстан является одним из ведущих регионов в РФ по производству молока. И вот теперь катастрофа - его некуда девать! «Потому что завезли сухое молоко. Молококомбинаты купили сухое молоко, восстанавливают его, производят продукцию. Поэтому без вашего вмешательства эта тема, наверное, не решится, если мы будем способствовать запуску сухого молока и производству из него продукции, то это обернется серьезными потерями», - сказал Минниханов. Медведев обещал во всем разобраться.

«Да, у нас общий рынок с нашими друзьями, партнерами из Евразийского союза, более того, мы не можем его ограничивать в силу подписанного соглашения, но, в конечном счете, мы должны думать о наших гражданах», - отметил Дмитрий Медведев.

Думать о гражданах - дело хорошее. Вот только почему аналогичный запрет не касается поставок сухого молока из Южной Америки, которые уже в прошлом году составляли треть всего импорта?

«Импортное сухое молоко никуда не уйдет, - считает Самохвалов. - Сегодня Россия способна произвести всего лишь половину тех объемов сухого молока, которые требуются пищевой промышленности, причем по цене в два-три раза выше, чем цена «привозной» продукции. Ясно, что ни один молочный комбинат не будет покупать товар в три раза дороже, имея возможность привезти дешевое молоко из Новой Зеландии или Аргентины».

Тем временем свои услуги по поставкам сухого молока России уже предложили Иран и Турция. Так что же, старый друг хуже новых двух? И чем могут обернуться угрозы Лукашенко в адрес России?

«Единственное, чем может манипулировать батька, - это политической поддержкой. До сих пор Белоруссия являлась для России самым верным союзником. Даже в те годы, когда импорт белорусской молочки до введения санкций в 2014 году опускался ниже 40%, а остальной объем занимали Финляндия, Нидерланды и другие страны. Сегодня союзников у России, кроме батьки, почти не осталось - Украина грозится войной, и очень важно, какую позицию займет Белоруссия в новом витке конфликта. В таких условиях глупо менять ближайшего союзника Белоруссию на далекие Новую Зеландию и Аргентину», - считает Алексей Самохвалов.

МЕЖДУ ТЕМ

Ограничат ли поставки сухого молока из Киргизии?

«Учитывая неоднократные попытки ввоза молочной продукции из Киргизии в Россию с нарушением российского законодательства, Россельхознадзором будет проведено внутреннее совещание с целью рассмотрения ограничений на поставки сухого молока со всех предприятий Киргизии», - сообщила пресс-служба ведомства.

2 марта 2018 года инспекторами управления Россельхознадзора на российско-казахстанском участке границы Оренбургской области остановлены три грузовых автомобиля из Киргизии, перевозившие более 40 тонн сухого молока на территорию России. Машины следовали в Москву по адресу предприятия ООО «Белруспродукт».

Аделаида Сигида.

FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.