Потребительский рынок
8675

...Пусто не бывает

...Пусто не бывает

Не успел выветриться запах последнего гамбургера покинувших Россию точек быстрого питания, как уже появилась очередь из претендентов на свято место.

История с закрытием «Макдоналдса» получила свое продолжение. На днях стало известно, что часть ресторанов остается в России. Речь идет о тех заведениях, что работают по франшизе. По-прежнему принимают посетителей «макдаки» на Ленинградском вокзале, в аэропортах Шереметьево и Домодедово, на улице Красный Маяк. Принимает заказы «МакЭкспресс» около станций московского метро. Купить заветный гамбургер можно через сервисы доставки. Франчайзи работают самостоятельно и имеют право устанавливать любые цены. Это значит, что в ближайшем будущем прайс неизбежно взлетит.

Между тем власти признали, что оставшиеся точки продаж ситуацию не изменят и общепит необходимо спасать. Мэр столицы Сергей Собянин заявил о выделении 500 миллионов рублей на развитие отечественного фастфуда. Сами владельцы сетей с комментариями не спешат. Пока публично высказался только хозяин сети «Теремок» Михаил Гончаров. Он объяснил, почему в России на сегодняшний день невозможно создать второй «Макдоналдс».

«Место «Макдоналдса» в России никто не займет, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет. Не займет еще и по той простой причине, что средний чек и цена блюд в «макдаке» всегда были экстремально низкие», - написал Гончаров.

Ни одна из российских сетей общепита не создавалась как конкурент «Макдоналдсу». Ни технологически, ни с точки зрения менеджмента и маркетинга они не могут соревноваться с мировым гигантом. «Просто потому, что мы так, как они, делать не умеем», - продолжает хозяин «Теремка». Для того чтобы создать подобный бизнес, потребуются много лет напряженной работы и помощь правительства. Пока у нас этих мер нет. «Существующие меры и режимы работы стимулируют деградацию и загнивание любого крупного бизнеса. Я не видел ни единой попытки нашего государства помочь и стимулировать развитие бизнеса», - сообщает Гончаров.

Многие эксперты понимают, что российский бизнес заменой ушедших корпораций не станет, поэтому обсуждают, кто еще может предложить свои кафе и рестораны. Сразу прозвучала тема вездесущего Китая, но знатоки региона такую идею отвергли «В Поднебесной существуют небольшие региональные сети фастфуда, которые вряд ли зайдут в Россию, поскольку они кормят исключительно местной едой, а по логистике копируют «Макдоналдс». Да и вряд ли они тут нужны - еда для нас непривычная, очень острая», - считает директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

На днях глава Союза торговых центров Булат Шакиров рассказал журналистам, что уже начались переговоры с турецкой сетью фастфуда Chitir Chicken о запуске сети ресторанов в России. На первом этапе стороны обсуждают запуск 5-10 собственных заведений, в перспективе речь может идти о создании сети с 500-600 ресторанами. У «Макдоналдса» в России было 850 ресторанов. Интересно, что новая сеть - точная калька с «макдака». Здесь не только логистика устроена по американскому образцу, но и меню мало чем отличается от заокеанского конкурента - все те же гамбургеры, жареная картошка и куриные наггетсы. Правда, турки придерживаются гибкой политики и не прочь включить в ассортимент блюда по желанию местных жителей. В Казахстане, например, хорошо идут пицца и фирменные смузи.

Турецкий общепит должен появиться уже очень скоро: на ремонт помещений, ввоз оборудования понадобится около трех-четырех недель. Союз торговых центров и РСПП готовы выносить на обсуждение в Минпромторге вопрос об установлении льготных таможенных платежей и кредитов, а также о выделении грантов. О помощи российским сетям Шакиров даже не упомянул.

Наталья Владимирова.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.