Отрасли
3315 | 0

Бензиновый беспредел

Бензиновый беспредел
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Май ознаменовался новым ростом цен на заправках - за последние пять недель бензин подорожал почти на два рубля.

По данным Росстата, на прошлой неделе средняя цена на бензин Аи 92 в России превысила 42 рубля за литр. Можно ли сдержать рост цен на топливо?

Минэнерго и ФАС предложили правительству кардинально снизить акцизы на топливо из-за рекордного роста цен на бензин на внутреннем рынке. Правительство обсуждает возможность снижения акцизов на топливо на 2-4 руб. за литр, заявил глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на заседании комитета. «Правительство сейчас думает, как выпустить постановление, чтобы акцизы снизить на 3 тыс. на дизельное топливо, на 2 тыс. - на бензин», - сказал Москвичев.

Сейчас акцизы на бензин пятого класса и дизель составляют 11,2 тыс. руб. за тонну, то есть обсуждается снижение на 18-27%. Но это капля в море. Акцизы - не главное, главное - ценообразование в целом.

Дело в том, что около 80% себестоимости производства бензина определяет сырье, поясняет аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Как правило, рост валютных нефтяных котировок компенсировался укреплением курса рубля, а падение нефти - ослаблением российской валюты. В результате этого в пересчете на рубли стоимость нефти оставалась относительно стабильной, она держалась в диапазоне от 2400 до 3200 рублей и не слишком влияла на розничные цены.

Главным фактором роста цен в такой комбинации были ставки акцизов на моторное топливо. Доля акцизов в розничной цене бензина достигает 20%, а по дизельному топливу - 15%. Повышение акциза на каждые 500 рублей на тонну фактически добавляет к розничной цене по 37 копеек на литр бензина и по 43 копейки на литр ДТ.

Иными словами, рост цен на бензин - не следствие колебаний цен на мировом рынке нефти, а всего лишь частная инициатива российского правительства.

В условиях кризиса озабоченное наполнением бюджета государство постепенно повышало ставки акцизов. Сейчас они составляют уже 11 213 рублей за 1 тонну бензина и 7665 рублей за 1 тонну ДТ, а с 1 июля должны были вырасти до 11 892 и 8258 рублей соответственно.

Однако сейчас фактор акцизов стал менее заметен на фоне основной причины. На рынках сложилась уникальная ситуация - несмотря на рост цен на нефть, которая стоит уже свыше 75 долларов за баррель, рубль не укрепляется. Напротив, из-за новых санкций в начале апреля рубль еще и подешевел на 9%. В результате в пересчете на рубли нефть стоит уже около 4700 руб­лей за баррель, т. е. в полтора раза выше обычного.

Естественно, что в такой ситуации себестоимость производства бензина резко выросла, за ней поднялись и оптовые цены производителей. Розница сдерживала повышение цен сколько было возможно, но больше не в состоянии этого делать - биржевые цены на топливо фактически сравнялись с розничными, не оставляя прибыли для сетей АЗС. Этим и вызван ценовой скачок апреля и мая.

При сохранении сложившейся на рынках ситуации тенденция роста может продолжиться. Даже если она стабилизируется на нынешнем уровне, цены на бензин и ДТ могут вырасти на 3-5 рублей, чтобы обеспечить хотя бы минимальную рентабельность для АЗС, а плановое повышение акцизов добавит еще около 40 копеек.

Однако ситуацию можно смягчить, если не повысить, а снизить ставки акцизов. Рост нефтяных цен обеспечивает рост поступлений в бюджет, и необходимость в дальнейшем поднятии ставок акцизов отпала.

Есть информация, что в правительстве уже обсуждается снижение ставок акцизов на моторное топливо в размере 3000 рублей на тонну бензина и 2000 рублей на тонну ДТ. Это даст понижающий эффект в размере около 2,20 рубля на литр бензина и 1,70 рубля на литр ДТ, подсчитал аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачев. С учетом рентабельности АЗС такой шаг способен если и не снизить розничные цены на бензин, то хотя бы остановить их дальнейшее повышение.

Алексей Соколовский.

Фото Т. Павловой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.