Аренда электросамокатов приносит миллиардные прибыли кикшеринговым компаниям и крышующим их чиновникам. Поэтому количество ДТП с участием электросамокатов, а стало быть, и жертв будет только расти.

ЕДУ, ЕДУ, НЕ СВИЩУ!
В 2018 году мы писали о первом погибшем в ДТП с самокатчиком. Москвич 34 лет катил на электросамокате по велодорожке в одном из парков столицы, когда на его пути оказался 88-летний пенсионер. Ни объехать, ни затормозить! Самокатчик не справился с управлением. Кстати, его «железный друг» с легкостью развивал скорость до 45 километров в час. Когда приехала скорая, пострадавший уже скончался.
В 2019 году в столкновениях с электросамокатами погибли уже четыре человека, в 2020 году - шесть. А трагическая статистика все росла и росла. В 2024-м в МВД сообщили о гибели 54 пешеходов, в том числе шести детей. Как говорится, приехали…
«Они едут со скоростью автомобиля, но абсолютно бесшумно. Поворачивают резко и непредсказуемо. Люди не готовы к скоростям, которые могут дать самокаты, не знают ПДД или пренебрегают ими. Они двигаются хаотично и как им удобно, не понимая, что создают аварийные ситуации, а по скоростным характеристикам похожи на мопеды», - поделился впечатлениями блогер Николай из Санкт-Петербурга, сам ставший жертвой наезда.
Злостным нарушителям, пойманным за руку, аннулируют аккаунты на сайте оператора. Предполагается, что, потеряв подписку, человек лишается возможности пользования подобными устройствами. Ха! На практике пользователь просто уходит в другую компанию или заводит новый аккаунт.
«Еще в прошлом году было подписано соглашение между операторами о передаче данных нарушителей. Однако полностью оно не выполняется. Потребуется время, чтобы заблокировать всех злостных нарушителей», - признала проблему директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
Сама она призывает к комплексному подходу. «Социальный конфликт между самокатчиками и пешеходами обострился в этом сезоне. Инфраструктура — это единственное спасение. У нас сейчас в стране построено 5 тысяч километров дорожек, из них 500 километров - в Москве, 150 - в Санкт-Петербурге. Мы считали специально, сколько нужно велодорожек еще построить, - не менее 400 тысяч километров. Давайте будем честны, мы их никогда не построим», - вынесла свой приговор Ксения Эрдман.
Конечно, не построят, если бизнес наконец не будет вкладываться в инфраструктуру на паях с государством. А то дорожки должен прокладывать город, а гонять по ним будут главным образом арендованные самокаты.
Прокатные компании пытаются бороться с нарушителями своими силами. Кто-то включил в функционал приложений тесты на знание ПДД. Другие оснащают свою технику индивидуальными номерами, по которым можно отследить любое правонарушение и сопоставить по базе с пользователем, который арендовал электросамокат. Компании кикшеринга в столице ограничивают скорость своих транспортных средств до 20 км/ч. Каждый самокат оснащен оборудованием ГЛОНАСС и имеет удаленный доступ к прошивке. Как только он въезжает в зону с действующим ограничением, то автоматически, без участия рулевого, начинает притормаживать. Помогает? Пока нет. Аварий меньше не стало.
ТРОЙКА «ЛИДЕРОВ»
С начала прокатного сезона крупнейшие сервисы «МТС Юрент», Whoosh и «Яндекс Go» выписали 26 тысяч штрафов и заблокировали 190 тысяч пользователей в России. Но представители операторов уже говорят, что их не устраивает ситуация, когда чиновники пытаются переложить всю ответственность только на прокатчиков.
«На сегодняшний момент шеринговым компаниям, по сути, приходится администрировать и обеспечивать наказания и штрафы за нарушения. Мы не сможем заменить государственные органы», - жалуются в «Яндексе».
Представители этого сервиса напомнили, что в прошлом году штрафы подняли по России все операторы. Штрафы автоматически снимаются самими компаниями со счета клиента. Они доходят до 100-150 тысяч рублей за самые отчаянные нарушения - за езду в состоянии алкогольного опьянения, за нанесение тяжкого вреда здоровью и т. п. Самые частые нарушения: не спешивание на пешеходном переходе, поездки вдвоем и дети за рулем. За это грозит ответственность - 1 тысяча, 5 тысяч и 10 тысяч рублей соответственно. В Москве поступили жестче: детские и парные поездки могут обойтись в 100 тысяч рублей с каждого.
Но вот ведь какая штука: чтобы оператор применил такую меру воздействия, нужно предъявить убедительные доказательства - фото- или видеосъемку с четким изображением транспортного номера. У каждого перекрестка контролера не поставишь. Да и надо ли? Как показывает практика, операторы слабо реагируют на сообщения очевидцев о нарушителях. Знаете почему? Потому что каждый заблокированный самокат, каждый наказанный лихач в конечном счете ведет к потере клиентуры. Оно им надо?
А не разумней ли использовать для фиксации таких нарушений видеокамеры, аналогичные тем, которыми оснащены автомагистрали? Тогда и доход от штрафов пойдет не в карман компании-оператора, а в госбюджет.
Наталья Владимирова
Фото: Социальные сети