Когда пассажиров пригородных поездов зажимает дверями и протаскивает по платформе, а то и дальше, это вызывает шок.
Проклятия адресуются машинисту. И лишь потом приходит осознание: РЖД экономит на безопасности. А расплачиваются за это люди - своим здоровьем или жизнью.
В феврале этого года на станции 210-й километр в Воронежской области пенсионерку, пытавшуюся выйти из электрички, зажало дверями. Машинист заметил несчастную только после того, как проехал больше километра. Пожилую женщину с тяжелыми травмами госпитализировали. После возбуждения уголовного дела следствие назвало виновных - машиниста и его помощника. Им вменили преступную небрежность: мол, не проконтролировали процесс посадки-высадки. Виновных оштрафовали на 200 и 180 тысяч рублей и запретили работать по профессии два и один год соответственно. Компания выплатила пострадавшей компенсацию вреда в размере 500 тысяч рублей.
КРАЙНИЙ - МАШИНИСТ
А годом раньше, в марте 2024-го, на станции Храпуново в Подмосковье вагон тронулся с зажатым в дверях мужчиной, который скончался от травм. Инцидент квалифицировали как нарушение правил эксплуатации. В Самарской области на станции Обшаровка 26-летнюю женщину, передвигавшуюся на ходунках, затянуло между вагоном и платформой. Пассажирка погибла. Условные сроки получили помощник машиниста и машинист. В этой истории было одно обстоятельство - на платформе полностью отсутствовало освещение. Именно поэтому машинист заметил девушку, которую тащил состав, только на освещенном участке. А ведь жители Обшаровки давно жаловались на темень. И Яна, кстати, жаловалась тоже. После трагедии местная администрация направила письмо в Куйбышевскую железную дорогу с просьбой рассмотреть возможность установки светильников. Заметьте: не необходимость, а возможность!
Редкий год проходит без подобных ЧП на путях в Московском регионе. При аналогичных обстоятельствах погиб человек на станции Березки-Дачные. Следом в дверной капкан угодил мужчина на платформе Петровско-Разумовская в границах Москвы. Жив он остался, но был покалечен. На Ярославском вокзале пассажирку пришлось госпитализировать после того, как ее протащило по платформе.
Во всех случаях людей зажимало дверями электропоезда ЭТ2М, то есть устаревшей модели. Это не просто сбой или серия неудачных стечений обстоятельств. Если инциденты повторяются в разных регионах, на разных маршрутах и с разными локомотивными бригадами, но на поездах одной серии — это явный симптом хронической проблемы. ЭТ2М, по словам самих железнодорожников, имеет фатальный конструктивный недостаток - отсутствие в кабине машиниста современных датчиков закрытия дверей. И нет автоматики, которая запрещала бы поезду трогаться, если хотя бы одна створка не закрылась полностью. Так происходит, например, в современных «Ласточках».
ЗАСТРЯВШИЕ В ПРОШЛОМ
Почему в 2025 году людей продолжают возить на составах, технический уровень которых не соответствует современным стандартам безопасности? Где ваша модернизация? Это вопросы к РЖД - крупнейшей госкомпании страны. Не бедной компании, между прочим.
Если РЖД не хочет раскошеливаться на новые составы, может, тогда стоит купить камеры и установить над дверями составов? Проблему слепых зон на изогнутых платформах легко можно решить с помощью сферических (обзорных) зеркал, инфракрасных подсветок, чувствительных датчиков давления. Они мгновенно блокируют движение поезда при зажатии объекта.
Машинисты старых электричек признаются: половина датчиков «открытая дверь» неисправна или вообще отсутствует как класс. Можно исправить пробел? Можно. Стоит это копейки по меркам компании. Но, как говорят железнодорожники, работающие на земле, у РЖД другие приоритеты. Например, повсеместная установка турникетов.
- Сила давления, которая управляет открытием и закрытием дверей (пневматическая или электрическая механика), травмоопасна для пассажира. Производители подвижного состава не обращают на это толком внимания, но с этим надо что-то делать. В метро уже давно используется технология, условно говоря, как в холодильнике: если двери не закрыты, холодильник не морозит. Такую технологию давно пора повсеместно перенести на работу пригородных поездов и следить за ее исправностью, - говорит преподаватель Российского университета транспорта Александр Сыромятников.
За прижимистость РЖД расплачиваются своими кровными машинисты и их помощники. Именно они «не посмотрели», «не убедились», «не проконтролировали». Но почему в век цифры они лично должны носиться по платформам, чтобы визуально убедиться в отсутствии застрявших в дверях пассажиров? И уж, конечно, рядовые железнодорожники не имеют никакого отношения к освещению на станциях и неисправным датчикам в изношенных подвижных составах.
Нужны технические решения, а не поиск стрелочников. Обновление подвижного состава, установка современных датчиков и камер, автоматические системы контроля высадки/посадки, нормальное освещение платформ — вот что реально спасает жизни людей. Их безопасность и должна стать для РЖД приоритетом, а не средства борьбы с «зайцами».
Сколько еще пассажиров должно погибнуть или стать инвалидами, чтобы у транспортных чиновников изменился подход к безопасности? Этот вопрос обязательно встанет вновь в ходе расследования очередного уголовного дела, на следующей темной платформе, у роковых дверей старой электрички…
Елена Хакимова
Фото: А. Мальгавко/ТАСС









