Минтранс объявил, что намерен повысить тарифы за проезд по платным дорогам: предельная цена за 1 км пути для легковых авто увеличится с нынешних 3 рублей до 5-8 рублей.
Решение о тарифах «принято в связи со значимыми общественно-политическими событиями», заявили в госкомпании «Автодор», хотя представители перевозчиков не поняли, о чем таком судьбоносном в данном случае идет речь. «В основе такого решения лежит чистая экономика, - попытался аргументировать более внятно руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. - Растут затраты не только на строительство, но и на покупку средств организации движения, различного оборудования, в том числе иностранного производства. Думаю, Минтранс закладывает в этот проект не только накопленную инфляцию, но и будущую, чтобы потом в течение нескольких лет тарифы не трогать».
Только и здесь не сходится. Если закладывать в проект ко всему прочему и «будущую инфляцию», то она, не дожидаясь, вырастет сразу сегодня и в будущее шагнет уже с более высокой ступеньки.
А увеличившиеся тарифы перевозок неизбежно лягут в цены строительных материалов - вот вам и новый рост затрат на строительство и еще на много чего, что доставляют автотранспортом.
Участники транспортной отрасли отнеслись к затее Минтранса весьма негативно, подчеркнув: нынешняя обстановка подсказывает, что государство должно давать перевозчикам некие льготы, а не накручивать тарифы.
«Экономическая ситуация в стране в 2022 году существенно ухудшилась, - говорит президент ассоциации «Грузоавтотранс» Владимир Матягин, - подорожали запчасти, топливо». Кроме того, поскольку многих водителей грузовиков сегодня призывают в вооруженные силы в рамках мобилизации, компаниям не хватает сотрудников, они несут убытки. «В этих условиях перевозчиков следовало бы, наоборот, поддержать, а не увлекаться высокими тарифами, - считает эксперт. - Такое ощущение, что в Минтрансе совсем не смотрят на рынок».
Похоже, правительство действительно настроено решать проблемы бюджета самыми примитивными способами. Не хватает денег государству - залезем в карманы бизнесу и гражданам, наскребем по сусекам. Узкую сиюминутную задачу так решить можно, но сделать экономику эффективной - никогда!
И еще. Известно, что западные санкции резко затруднили импорт товаров в Россию, логистика стала гораздо сложнее и дороже. А новые тарифы Минтранса снова повысят затраты. Или там о таких «тонкостях» не задумываются?
Алексей Воробьев.
Рисунок В. Дружинина.