Новости транспорта. Автомобильные новости
3247 | 0

Президента обманули: новые самолеты полетят не скоро…

Президента обманули: новые самолеты полетят не скоро…
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в состав Ростеха, анонсировала перенос сроков поставок отечественных авиалайнеров.

К примеру, МС-21 «улетел» на 2025 год, а Superjet 100 - на 2026-й. Поставки Ил-114-300 также ожидают в 2026 году. Вполне возможно, что и эти сроки «сдвинут вправо».

Известием о переносе сроков поставок новых самолетов поделился с общественностью и СМИ глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. После этого пресс-служба ОАК уточнила: «Компании кооперации сталкиваются с объективными ограничениями - полностью новые системы, воссоздание с нуля компетенций, необходимость полноценных испытаний и запуска серийного производства в условиях дефицита времени». Все это, конечно, правильно. Широкая общественность понимает все трудности, но просит об одном: не врите, пожалуйста.

НА ЧЕМ МЫ БУДЕМ ЛЕТАТЬ

По заявлению пресс-службы Ростеха, в 2026-м планируется передать компаниям 30 новых самолетов Superjet 100. По поводу МС-21 там пояснили, что пока не сформирован финальный облик самолета: «В процессе замещения иностранных компонентов на отечественные меняются весовые характеристики МС-21. Финальный облик полностью импортозамещенного самолета будет сформирован во второй половине текущего года». Из чего следует, что и 2026 год тут фигурирует весьма условно.

На ситуацию отреагировали и в Росавиации, заявив: «Крайне важно обеспечить гарантированное устойчивое функционирование воздушного транспорта России на долгосрочную перспективу на базе современной и надежной отечественной авиатехники». Там напомнили, что в середине 2022 года были приняты решения завершить сертификацию SSJ-100 с двигателями ПД-8 в декабре 2023 года, МС-21 с ПД-14 - в декабре 2024 года: «Эти решения стали действительно беспрецедентными для истории мирового авиа- и двигателестроения. Однако сроки предъявления авиационной техники для проведения сертификации были по объективным причинам сдвинуты. Обычные для мировой авиации сроки создания магистральных самолетов и вывода их на рынок составляют на практике 10-12 лет, двигателей для таких воздушных судов - 12-15 лет». Это что, какая-то новая неожиданная информация?..

Как утверждают специалисты, в нынешнем виде МС-21 по характеристикам сильно уступает тем, которые нам публично обещали: дальность полетов сокращена с 5 тысяч до 3,5 тысячи километров, вместимость снизилась с 211 кресел до 135. Для сравнения: спроектированный еще в СССР Ту-214 способен перевозить 210 пассажиров на 5,9 тысячи километров. Но и этого лайнера в запланированные сроки, скорее всего, не будет.

КАК БУДТО РАНЬШЕ ЭТОГО НЕ ЗНАЛИ…

Согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 года, утвержденной Правительством РФ в июне 2022 года, авиапром обязался поставить 609 самолетов для магистральной и региональной авиации. Выпуском их занимаются заводы ОАК. Речь идет о 142 Superjet 100, 270 МС-21, 70 Ил-114 и 115 Ту-214. Поставки Superjet и Ту в документе были расписаны с 2023 года, МС и Ил - с 2024-го. Судя по последним заявлениям, ничего не будет. Да и в целом выполнение госпрограммы, увы, под вопросом. Может быть, пришло время признать свои ошибки и создать новую, реалистичную программу?

Фактически в прошлом году только один коммерческий заказчик получил новый самолет, а именно авиа­компания «Азимут» - она пополнила парк SSJ-100 из последней партии еще неимпортозамещенных самолетов. А подконтрольная Ростеху Red Wings в конце года сообщила о получении первого пассажирского Ту-214 из 11 восстанавливаемых до летной годности машин.

Новые SSJ и МС-21 ожидал в этом году «Аэрофлот». При этом твердый контракт у компании с ОАК заключен пока только на 18 МС-21-310 и 34 SSJ-100. Согласно паспорту инвестпроекта по льготному лизингу самолетов в адрес «Аэрофлота», первые SSJ должны были поступить перевозчику еще до конца 2023 года, но поставку сдвинули на третий квартал 2024 года. Осенью «Аэрофлот» ожидал партию из восьми следующих SSJ, зимой - еще восемь. До конца этого года ожидалась передача «Аэрофлоту» первых пяти Ту-214 и первых шести МС-21.

Кроме «Аэрофлота» поставок российских самолетов ожидает дальневосточная «Аврора». Льготный лизинг техники в эту компанию также был проавансирован из средств Фонда национального благосостояния. Четыре Superjet должны были поступить в ноябре-декабре прошлого года. И что теперь?..

ПОЛЕТЫ – ВО СНЕ И НАЯВУ

Чиновники в поисках оправданий приводят массу в общем-то логичных аргументов: СВО, санкции, трудности с разработкой двигателей, крыла, сложности с авионикой. Но зачем тогда было кормить обещаниями и надеждами не только граждан, но и высшее руководство страны?

Уже мало кто помнит о том, что отсчет истории разработки Як-242 в формате МС-21 начинается с 2002-2008 годов и длится уже около 20 лет. А если считать с момента разработки Як-242/МС-21, то прошло уже 33 года!

Своеобразной эпитафией для программы по развитию отечественной авиации можно считать знаменитый вопрос, который задал Владимир Путин на совещании с членами правительства вице-премьеру Денису Мантурову: «Что вы дурака-то валяете?» Продолжим цитату: «Руководство ОКБ имени Яковлева обещало, что серийное производство МС-21 начнется в 2016 году. В 2019-м глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что сроки сдвигаются на конец 2020-го, потом на 2024-й. Затем глава Минпромторга Денис Мантуров передвинул их на 2025-й...» Похоже, пришло время вспомнить об ответственности, которую должны нести чиновники за неисполнение поручений главы государства.

Андрей Князев.

Фото: ТАСС/ Э. Романенко

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.