Новости транспорта. Автомобильные новости
5760 | 0

Как «ВИМ-Авиа» до кризиса долеталась

Как «ВИМ-Авиа» до кризиса долеталась
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Критическая ситуация вокруг одного из крупнейших российских авиаперевозчиков «ВИМ-Авиа» породила массу вопросов. Что стало причиной кризиса у одного из основных авиаперевозчиков страны?

То, что «ВИМ-Авиа» - компания нестабильная, знали и профессионалы отрасли, и часто летающие пассажиры. Представители Генпрокуратуры заявили, что с начала года 12 процентов рейсов не смогли вылететь вовремя. Поэтому людям всегда приходилось выбирать: купить дешевый билет, а потом гадать, сколько часов придется провести в зале ожидания, или заплатить на 2-3 тысячи больше надежному перевозчику, точно зная, что самолет поднимется в воздух по расписанию.

В мае этого года «ВИМ-Авиа» без всякого предупреждения отменила чартеры по самым горячим направлениям. Тогда представители компании заявили, что у них сломались сразу несколько самолетов.

Но настоящий гром грянул 25 сентября, когда компания призналась, что у нее нет финансовых средств для продолжения работы и она прекращает выполнять чартерные рейсы. Домодедово - базовый аэропорт перевозчика - отказался обслуживать авиакомпанию в долг, в частности снабжать топливом. «ВИМ-Авиа» должна воздушной гавани около 500 миллионов рублей.

Оказалось, что руководители перевозчика с самого начала знали, что денег для закупки топлива не хватит, но при этом продолжали продавать билеты.

«Обманным путем они получили за это денежные средства в размере свыше 1 миллиона рублей», - сказала официальный представитель СКР Светлана Петренко.

В итоге были задержаны генеральный директор и главный бухгалтер компании, а ее владельцы Рашид и Светлана Мурсекаевы сбежали за границу. Жертвами аферы стали почти 40 тысяч пассажиров.

Почему это произошло? Эксперты обсуждают несколько версий того, как могла произойти подобная ситуация.

ВЕРСИЯ 1

Глава лоукостера «Победа» Андрей Калмыков говорит, что критическая ситуация назревала уже давно, и все, кто хоть немного разбирался в тонкостях авиарынка, ни секунды не сомневались - ситуация с «ВИМ-Авиа» закончится драматически.

«Минимум с весны вся отрасль знала, что в конце сезона банкротством закончится абсолютно алогичное и безответственное управление авиакомпанией, расходились только в датах коллапса»

Почему государственные органы, понимая, что перевозчик, занимающий немалую долю рынка, вот-вот окажется банкротом, не предприняли никаких мер? Возможно, введение внешнего управления с привлечением антикризисного менеджмента могло бы исправить ситуацию. Но этого не произошло даже после того, как в конце мая, в самом начале сезона отпусков, «ВИМ-Авиа» уже устроила коллапс в туристической сфере.

ВЕРСИЯ 2

Не только сами бизнесмены, но и представители госорганов замалчивали существующие проблемы. Об этом свидетельствует встреча Владимира Путина с членами кабинета министров.

Прямо перед телекамерами президент объявил министру транспорта Максиму Соколову о неполном служебном соответствии, а также усомнился в адекватности критериев, по которым Минтранс оценивал положение авиакомпании соответствующим всем государственным критериям.

Между тем к понедельнику никаких сообщений об отставке высших должностных лиц так и не поступило. Сбежавших из страны владельцев компании собирались объявить в международный розыск, но к понедельнику и этого сделано не было.

Похоже, бизнесмены и высокопоставленные чиновники опять оказались неподсудными.

ВЕРСИЯ 3

В Российском союзе туриндустрии пояснили, что компания продавала слишком много билетов и не смогла обеспечить столько полетов.

«У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Как только произошел сбой по их летной программе, все посыпалось. Как говорится, жадность фраера сгубила», - сказал председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.

На момент подписания номера было известно, что в октябре «ВИМ-Авиа» продолжит работу и выполнит 19 рейсов, 8 из которых - международные. Вопрос о лишении перевозчика сертификата эксплуатанта будет решен после 15 октября.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович пообещал, что критерии финансовой устойчивости авиационных компаний будут значительно ужесточены. По его словам, представителям бизнеса придется проанализировать ситуацию и принять необходимые решения. Он не объяснил, почему такие меры не были предприняты до сих пор, но большинство авиаэкспертов и этому рады. В конце концов лучше заняться наведением порядка в отрасли поздно, чем вообще никогда.

Наталья Пуртова.

ТАСС/Т. Белякова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.