Загадочный эксперимент хотят провести Минцифры и Минтранс вместе с железнодорожниками. Предполагается организовать посадку пассажиров на поезда дальнего следования, используя для подтверждения их личности биометрию.
Загадка в том, зачем это вообще делать? Чем плохо сейчас: пассажир предъявляет проводнику билет, где указаны данные, и подтверждает их своим паспортом. Просто и надежно. Для чего городить какую-то биометрию?
У Минцифры, как обычно, ответ традиционный - сразу и глупый, и смешной. Мол, это для удобства пассажира. А то он вдруг забудет паспорт дома и его не пустят в поезд. Обхохочешься! С такой же вероятностью этот «рассеянный с улицы Бассейной» может забыть дома деньги, билет, чемодан. И ради него три ведомства будут строить целую систему?!
Известно, что граждане РФ с самого начала очень скептически отнеслись к идее сдачи биометрических данных. Заподозрили неладное. Недавний опрос ВЦИОМа показал, что только треть россиян нейтрально относится к этой затее Минцифры, столько же реагирует на нее весьма негативно.
Среди граждан с негативным отношением доминируют четыре группы аргументов против: вторжение в частную жизнь, нежелание и дефицит доверия, отсутствие нужды и недостаточная информированность. Треть респондентов ссылается на нарушение прав и свобод и слежку за человеком. А свыше 10% опасаются утечки данных, предполагая, что они плохо хранятся.
Поэтому, когда глава Минцифры господин Шадаев в декабре прошлого года чуть не мамой клялся, что «порядка 70 миллионов граждан сдали биометрию», у большинства экспертов это вызвало лишь ехидные усмешки. Очевидно, что таким образом министр пытался неуклюже рекламировать мифические достижения ведомства.
В июле 2022 года Минцифры предложило провести эксперимент по допуску пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта в Шереметьево с помощью биометрии. Но фокус не удался. Тогда Минцифры полезло в поезда.
Специалисты утверждают, что для реализации ж/д проекта потребуется оснастить каждый вагон поезда планшетом с камерой, имеющими «достаточные характеристики», и со специализированным софтом. Стоимость такого «удобства» составит 100 тысяч рублей плюс затраты на эксплуатацию. Умножим на число вагонов в поезде - затраты сразу перевалят за миллион!
ОАО «РЖД», конечно же, внесет их в цену билетов, а оплачивать будут пассажиры. И лишь автор затеи - Минцифры - хорошо заработает. Вот и вся загадка эксперимента.
Лаврентий Павлов.
Рисунок: Е. Кран.