Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АвтоВАЗ» Сергей Громак констатировал серьезный кадровый дефицит, с которым столкнулся российский автопром. Идей о решении этой проблемы множество, но большинство из них не выдерживают никакой критики.
Итак, первая бригада из Узбекистана уже начала трудиться на заводе, а еще несколько десятков граждан этой страны проходят подготовку в учебном центре АвтоВАЗа. Завод оказал им поддержку, предоставил жилье и транспорт, коллективный договор обеспечивает им социальные льготы и гарантии. При этом все расходы оплачивают сами работники. Спрашивается, что мешает заводу учить в этом же центре граждан из других регионов России, которые остались без работы?..
Так или иначе, но эта вынужденная мера стала интересным примером сотрудничества между российской компанией и иностранными работниками. Однако мы должны научиться использовать потенциал мигрантов для развития страны, не нанося ущерб собственным гражданам.
Для узбеков автосборочный конвейер отчасти знаком: с сентября 2021 года в их стране серийно собирают «лады» методом отверточной сборки в Джизакской области. В 2024 году запланировано создание новой производственной линии полного цикла.
Так что совсем не случайно в Ташкентском госуниверситете начали обучать студентов под задачи автозавода «КамАЗ». В мае с предприятием был заключен договор о сотрудничестве с организацией стажировки преподавателей, студенческой практики и трудоустройства выпускников на автогиганте в Набережных Челнах. А вот общественный совет по развитию такси готовит соглашение с китайскими фирмами о приглашении в Россию автомехаников из КНР. И тот же вопрос: почему бы не заключить такой же договор и такое же соглашение, скажем, с вузом из Владимира или Костромы?
До сегодняшнего дня, как известно, узбекские граждане в основном зарабатывали в России на стройках, в торговле, коммунальном и сельском хозяйстве. На сегодняшний день 70% трудовых мигрантов в России — это приезжие из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Чаще всего мужчины, причем 40% из них не имеют профессионального образования. Доля женщин, по официальной статистике, составляет 20%, но с учетом нелегалов сейчас достигает 30-35%. Растет «семейная миграция» - уже треть приезжих берет с собой мужа или жену, а около 10% - и детей.
Если разбираться без эмоций, но с цифрами, статистика фиксирует сокращение численности трудоспособного населения с 2007 года, а в последние несколько лет - примерно по миллиону в год. Чтобы сохранить численность населения на уровне 146 миллионов человек, страна должна привлекать в среднем по 390 тысяч мигрантов ежегодно на протяжении 80 лет — это данные исследования ВШЭ.
При этом девальвация рубля делает для мигрантов приезд в Россию менее выгодным. К тому же Китай начал активно переманивать к себе рабочую силу из Средней Азии, поскольку тоже столкнулся с дефицитом кадров. Глава узбекской диаспоры Москвы Бахром Исмаилов предполагает, что отток трудовых мигрантов в первую очередь вероятен в наименее оплачиваемых сферах: общепите, клининге, сельском хозяйстве...
Андрей Князев.
Фото: LEGION-MEDIA