Сегодня 16 августа 2018 г., четверг, 13:20USD 66.89 0.516EUR 76.05 0.8323
Новости транспорта. Автомобильные новости

АвтоВАЗ опять вытягивают из долговой ямы

29 июля 2016
hits 3850

Правительство России поддержит списание 20 млрд руб. долга АвтоВАЗа, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. Зачем нужно спасать российского автогиганта, который так и не научился производить нормальные автомобили?

ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО

Был такой старый советский анекдот про АвтоВАЗ (а завод, напомним, был построен в советские времена, первая очередь производства была введена в эксплуатацию в 1971 году). «Мерседес» купил АвтоВАЗ. Решил выпускать мерседесы. Сначала сменили оборудование. На выходе - все равно жигули. Сменили всех рабочих на немцев - опять жигули. И тогда главный инженер говорит директору: «Я все-таки был прав, это место проклятое, а ты все «руки из ж...пы растут».

Сейчас у нас давно не советский строй, рыночные отношения. Но, видимо, прав был народный анекдот, и просто место такое заговоренное, что никак не выходит из Лады сделать мерседес.

Все плохо и с финансами. «Долги компании на конец марта достигали 128,5 млрд рублей, из них долгосрочных только половина - 61,7 млрд рублей, а остальные срочно нужно возвращать», - описал ситуацию на АвтоВАЗе финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Проблему накопленных долгов пытаются решать ее акционеры. Правда, при этом возникает риск, что доля госкомпании станет контрольной и дальнейшие проблемы завода придется опять решать государству. Иными словами, за долги предприятия снова будут расплачиваться российские налогоплательщики.

ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ

Сколько его можно спасать? Пора или добиться прибыльной деятельности компании, или уже совсем остановить производство, чтобы больше не грузить долгами предприятия скудеющий российский бюджет.

Однако сделать это не так просто. В сложившейся экономической системе и прибыльным АвтоВАЗ не станет, и нести этот «крест» стране придется долго.

АвтоВАЗ был относительно успешным предприятием в той экономической системе, под которую создавался. Когда экономика (советская) была закрыта и конкуренции не было. Когда бензин был дешев, дороги свободны, спрос выглядел как многолетняя очередь по записи, финансы - из госбюджета, поставки - по разнарядке, а успехом считалось перевыполнение скорректированного плана пятилетки на 0,03%. Этого больше не будет никогда, а в условиях открытого рынка и высокой конкуренции, да с учетом технологического отставания предприятие обречено оставаться в отстающих.

Автомобилестроительный бизнес вообще очень непрост, за последний век он перестал быть гарантированно выгодным. Даже крупнейшие производители популярнейших марок нередко терпят убытки. Дело в том, что рынок легковых автомобилей чрезвычайно чувствителен к проблемам в экономике. Это ведь потребительский рынок, но при этом из высокой ценовой категории. Поэтому он болезненнее других секторов реагирует на всякие кризисы: люди просто меньше покупают новых машин, продлевая срок службы старых или покупая подержанные автомобили.

Это происходит даже в развитых экономиках, а ведь у них там, в европах-америках-япониях, и цены на те же машины ниже, чем в России, а средние доходы населения в разы выше, т.е. выше покупательная способность. И «административная рента», иначе говоря, коррупция и откаты, там почти отсутствует. И если даже там в кризисы автопроизводители иногда терпят убытки, то в наших условиях они неизбежны и в лучшие времена.

АВТОВАЗ ДЕЛАЕТ ЧТО МОЖЕТ

При предыдущем руководстве удалось запустить новые модели, ставшие популярными в России (Калина, Granta, Vesta, Largus, X-RAY), здорово поднять качество, отказавшись от недобросовестных поставщиков.

Однако экономический кризис привел к обвалу курса рубля, качественные импортные комплектующие подорожали вдвое, а спрос на новые машины упал.

Но и в лучшие времена, пока сохраняются высокие издержки, включая «административную ренту», пока сохраняется низкая покупательная способность населения, завод будет вынужден делать машины дорого, а продавать дешево.

Так может быть, просто закрыть убыточное производство, если каждая собранная машина приносит заводу убыток 43 тыс. рублей? Но вот вопрос: а что делать с более чем 50 тыс. работников АвтоВАЗа и членами их семей? Это же население средней величины города! Их не выкинешь на улицу - это чревато таким социальным конфликтом, который не разрулить. Их придется кому-то содержать, что вряд ли выйдет дешевле, чем списывать убытки завода.

Нет, этот «чемодан без ручки» нельзя выбросить - в нем хранятся вещи, потеря которых может обойтись слишком дорого. Социальные и экономические издержки от закрытия АвтоВАЗа обойдутся гораздо дороже, чем дотации для поддержки производства в работоспособном состоянии.

Анатолий Ушаков

Фото РИА НОВОСТИ/М. Фомичев

 

 

 

Просмотров: 3850
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (5)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Солдаты ВСУ переходят на сторону ополченцев ДНР
Растет ожесточение украинских карателей.
10 августа 2018
Силуанов объяснил, почему упал рубль
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов прокомментировал ситуацию на российском финансовом рынке. По его словам, падение курса рубля связано не только с новыми антироссийскими санкциями.
9 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Больных детей не пустят в школу и детсад
С начала нового учебного года в российских школах и детских садах будет запущена процедура утреннего фильтра. Она подразумевает недопуск к занятиям детей с признаками заболеваний.
9 августа 2018
Под Ростовом обнаружено захоронение на тысячу лет старше, чем египетские пирамиды
В Ростовской области было обнаружено захоронение, отнесённое археологами к IV тысячелетию до нашей эры. Оно на тысячу лет старше, чем знаменитые египетские пирамиды.
9 августа 2018
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Загрузка...