Выглядит парадоксом: экономика в кризисе, люди отчаянно ищут работу, а на российском рынке острейший дефицит кадров, который оценивается в 2,2 млн человек...
«Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех», - предупреждал 16-й президент США Авраам Линкольн. Дурачить всех - это из репертуара наших чиновников.
По данным компании Fin-Expertiza, с октября по декабрь 2021 года почти на 400 тыс. выросла потребность в сотрудниках у российских предприятий. Пик дефицита пришелся на август, когда работодателям в целом не хватало 2,25 млн работников.
Как отметила глава фирмы Елена Трубникова, если год назад на одну вакансию приходилось по два безработных, то сейчас картина обратная - вакансий ровно в два раза больше, чем желающих трудоустроиться. Вырос отток трудовых мигрантов, занятых в основном в строительной сфере, торговле и на транспорте. Якобы из-за этого дефицита мигрантов отечественный бизнес не может расти и развиваться. Людям надоело зарабатывать на жизнь? Эксперты считают, что им надоело получать копейки, когда работодатели гребут миллионы.
Есть такое понятие «доля фонда оплаты труда в ВВП страны». Если грубо, это процент от произведенной стоимости, который получают граждане в виде зарплаты. Чем процент выше, тем больше заработки у людей.
У нас зарплатная доля всегда была низкая. Правда, в царской России это проявлялось не столь заметно. По исследованиям Счетной палаты, дворник в царской России получал 18 рублей в месяц, на сегодня - 27 242 рубля. Слесарь зарабатывал бы 85 981 рубль. А еще выше ценился учитель гимназии, которому платили 85 рублей, то есть 128 669 рублей сегодняшних! Знатоки рассказывают, что этот уровень, помимо прочего, поддерживался наличием специальных чиновников, которые строго следили, чтобы частники-капиталисты не жлобствовали и не зажимали зарплаты.
Где это сегодня в РФ? Хозяева предприятий, ссылаясь на кризис, не стесняются резать оклады персонала. На фоне высокой инфляции «капиталисты» даже не вспоминают об индексации. И никакого реального контроля государства за уровнем зарплат в частных компаниях!
Поэтому при отсутствии реальных профсоюзов наемные рабочие все больше чувствуют себя обманутыми и ограбленными. И все чаще отказываются вкалывать за копейки. Особо проявилось это в начале осени, когда званные на сезонные сельхозработы мигранты стали требовать по 2,5-3 тыс. рублей в сутки. 90 тыс. в месяц - за работу скотника!
Вероятно, их действия координировались, но в любом случае стали примером. Желания трудоустроиться любой ценой и пахать на дядю у коренного населения РФ все меньше. Работодатели пока не уловили этот тренд, не замечая, что возвращается сформулированное классиком: «Низы уже не хотят, верхи почти не могут».
Лаврентий Павлов.
Фото: ADOBE STOCK