Конституционный суд (КС) запретил отбирать жилье у добросовестных покупателей. Вот только коснется данная норма далеко не всех владельцев недвижимости.
До сих пор юридическая практика формально соответствовала Гражданскому кодексу РФ: если вы купили квартиру, а потом вдруг у нее неожиданно нашелся собственник, который утверждает, что лишился данного жилья незаконно, то он имеет все права на купленную вами квартиру.
Добросовестные покупатели, потерявшие жилье по решению российских судов, куда только не обращались: и в Верховный суд РФ, и в Европейский суд по правам человека.
Но если Верховный суд оказался на стороне Гражданского кодекса, то есть обманутых собственников, то суд в Страсбурге встал на сторону добросовестных покупателей. Теперь поддержать честных приобретателей решил и Конституционный суд РФ.
«Беда в том, что решение Конституционного суда касается только тех, у кого квартиру через суд истребовало государство. Что же касается споров между частными лицами (когда квартиру у первого собственника отобрали мошенническим путем и так далее), то здесь все остается по-прежнему», - комментирует председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.
Свое решение КС вынес по жалобе москвича Александра Дубовца, который купил квартиру в 2008 году. Спустя семь лет департамент городского имущества Москвы неожиданно выяснил, что еще в 90-х хозяин квартиры умер, не оставив наследников. Мошенники подделали документы и оформили квартиру на подставных лиц. Дубовец стал последним звеном в цепочке перепродаж.
Суд первой инстанции постановил, что раз квартира после смерти владельца в 90-е должна была перейти городу, то все последующие покупатели владели этим жильем незаконно. Так город отобрал у москвича квартиру.
Ранее Общественная палата РФ выступала с предложением ввести компенсацию для этой категории добросовестных приобретателей в размере рыночной стоимости жилья. Однако власти Москвы выступили категорически против. Теперь Конституционный суд вроде бы поставил точку в этом вопросе. Но...
«Это не совсем корректно, что выделена конкретная категория споров - выморочное имущество, на которое могло претендовать государство», - комментирует адвокат Оксана Филачева.
По ее словам, в Европе и США подобные ситуации в принципе невозможны. Там, если ты на законных основаниях купил жилье, можешь спать спокойно. У нас же в последнее время образуются целые преступные сообщества по отъему квартир у добросовестных приобретателей.
«Покупатель пришел подписывать договор купли-продажи, сидит женщина, рука сломана, говорит: я подписывать не могу, пусть подпишет дочка по моей доверенности. Заодно представила справку о том, что она психически вменяемая. Через год эта женщина подает иск в суд: якобы она никакой доверенности не подписывала, справка тоже подделана, а на самом деле она 20 лет состоит на учете у психиатра и требует через суд вернуть ей квартиру. Суд ей квартиру возвращает, а деньги покупателю она не отдает: мол, спрашивайте у дочки. А дочку никто не может найти. Суды с участием этой женщины и той же организованной группы идут в разных районах Москвы - за год они успевают продать десяток квартир», - приводит пример Оксана Филачева.
Адвокат Мария Баст уверена, что решение КС РФ должно распространяться и на споры между физическими лицами: «Если собственника обманула группа мошенников, субъект ответственности все равно государство. Черные риелторы существуют, потому что их не ловит государство. Государство заверило сделку и зарегистрировало. И государство должно отвечать, если полиция работает плохо и у человека мошенники отбирают квартиру».
Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, доктор юридических наук Лидия Михеева призвала распространить решение КС РФ и на земельные участки. Она ссылается на сотни жалоб от граждан, у которых государство отбирает землю через суд.
То участок оказывается в лесу, то слишком близко к газовой трубе. То есть получается примерно, как с квартирами: государство документы на собственность выдало, а потом само же и решило, что выдало незаконно. И никакой ответственности не несет.
«Аналогичный судебный процесс идет в городе Королеве, - поясняет Людмила Голосова, председатель Профсоюза садоводов России и Нацсовета по земельной политике и ЖКХ. - Там власти присмотрели почти 200 га под коттеджный поселок. А на этих землях располагается садовое товарищество. Чтобы прогнать садоводов, власти подали на них в суд и объявили, что садовые участки расположены в рекреационной зоне. Участки поставили на кадастровый учет, а теперь власти через суд требуют их с этого учета снять».
Анна Александрова.
Pixabay.com