Разумеется, бумага и раньше дорожала, однако средний рост на нее не превышал 3-5% в год. И это было терпимо. Сейчас же цены на российскую бумагу сорвались с поводка. Она начала дорожать темпами, прямо скажем, ударными - по 10-15% ежемесячно, поставив на грань разорения печатный бизнес, в том числе, разумеется, газеты и журналы. Ситуация стала столь угрожающей, что глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо. В нем говорится о возможном коллапсе в печатной отрасли, который может привести к снижению объемов выпуска полиграфической продукции, сокращению персонала редакций СМИ, возможным проблемам с закупками учебной литературы. Причина, по словам министра, в российских производителях, значительно повысивших цены на бумагу. Дмитрий Медведев поручил разобраться в ситуации вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который совместно с Минэкономики, Минпромторгом и Минкомсвязью должен подготовить предложения по защите отрасли от «недобросовестной ценовой политики отечественных производителей бумаги, включенных в перечень системообразующих предприятий».
Производители объясняют рост цен объективными причинами. Оборудование в отрасли в основном импортное. Значит, комплектующие приходится покупать за границей. А если машины менять, то их тоже в России ни за какие коврижки не приобретешь. Все это так, однако, по подсчетам экспертов, импортная составляющая в сумме издержек производства у ЦБК составляет немногим более 10%. Ну понятно, если бы бумага подорожала на те же 10-15%. Но когда подорожание бумаги измеряется десятками процентов, это уже, как говорится, за гранью добра и зла. Специалисты объясняют сумасшедший рост цен тем, что многие ЦБК принадлежат иностранным компаниям, считающим прибыль в долларах и евро, а не в «деревянных». А почему, собственно, возникло такое засилье «фирмачей» на бумажном рынке? Дело в том, что бизнес этот не особо рентабельный (это вам не нефть с газом за кордон гнать!). Поэтому переизбытка желающих вложить инвестиции в ЦБК в отечестве нашем никогда не наблюдалось. Вот и оказались наши ЦБК в руках немцев, австрийцев и прочих «цев». Они в патриоты России не записывались. Продают туда, где больше заплатят.
Есть и еще одно важное обстоятельство, влияющее на перераспределение бумажных потоков. На внутреннем рынке производители бумаги обязаны платить НДС. А вот если продаешь за границу, НДС платить не требуется. Власти как будто специально подталкивают производителей бумаги продавать ее где угодно, только не в России. На многие товары, к примеру пшеницу, у нас введены заградительно высокие пошлины. А на бумагу их почему-то нет. Скажете, пшеница - товар стратегический? Возможно. А бумага? Учимся, взрослеем, умнеем, делаем правильные выводы о жизни и стране - все по бумаге, на которой печатаются не только газеты и журналы, но и учебники - начиная с «Букваря» и кончая «Квантовой механикой».
Ожидать от родного правительства, что оно умилится и назначит прессе субсидии на бумагу, не особо приходится. Разве что на учебники? Если отечественная бумага становится недоступной, может, стоит закупать импортную? Но она-то тоже «кусается». Бумага иностранной выделки облагается и пошлиной, и НДС. Замкнутый круг! Между тем в структуре себестоимости прессы расходы на бумагу и типографские услуги составляют 60-70%. По подсчетам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), по итогам 2014 г. цены газет и журналов в рознице выросли на 10%. Если цены на бумагу продолжат свой галоп, печатные СМИ будут вынуждены тоже поднимать цены. На каком-то этапе их просто перестанут покупать, кстати, как и книги, которые тоже дорожают из-за бумажных цен.
Вмешается ли в ситуацию правительство? Пойдет ли навстречу издателям или бросит их на произвол судьбы? Боюсь, второе. Газеты - они ведь иногда позволяют себе всякие вольности, критику например. Зачем она властям? Зачем читающая, информированная публика, порой задающая неудобные вопросы? Ситуация с ценами на бумагу станет для нашего правительства экзаменом на гражданскую зрелость. Именно так - не больше и не меньше!
Игорь Минаев
Фото dssmith.com