Новые газетные киоски, установленные московским правительством, не приспособлены для полноценной работы. К такому выводу пришли специалисты Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), которые провели очередной рейд по торговым точкам. В нем поучаствовал и наш корреспондент.
Киоск «под старину» распространители печати называют «чугункой». Выглядит он конструкцией основательной. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что чугуна здесь нет, да и железа очень мало. Киоск большей частью пластиковый. Из этого материала сделана даже полочка перед окошком продавца, на которую покупатели ставят свои сумки. Когда участники рейда присмотрелись к «чугунке» на проспекте Мира, дом 31, то обнаружили, что пластиковые детали уже готовы отвалиться. А ларьку-то всего несколько месяцев!
Два монитора на витрине киоска выключены и завешаны газетой. Предполагалось, что на экранах будет транслироваться реклама. Но с ней пока не все ясно. Прибыль пойдет городским властям, а тратить деньги на обслуживание и ремонт мониторов будут распространители? Вполне возможно. Газетные ларьки теперь принадлежат городу, бизнесмены лишь арендуют их. Стоимость мониторов включена в общую цену киоска - 1 млн 800 тыс. рублей.
«Здесь очень плохая гидроизоляция, поэтому, когда идет дождь или снег, влага проникает в помещение, начинаются проблемы с электропроводкой. У меня недавно киоскерша не могла прикоснуться к металлическим частям: ее било током. Пришлось киоск закрыть. А ведь человека могло просто убить!» - рассказывает руководитель фирмы по распространению печатной продукции Татьяна Романова.
Оценивал ли кто-нибудь качество торговых павильонов, перед тем как установить их на городских улицах? По словам представителей АРПП, никто из чиновников не удосужился съездить на завод-изготовитель. Бизнесмены не понимают, как такое возможно. Выходит, товар покупался вслепую?
Участники рейда вспоминают времена, когда они сами разрабатывали и заказывали ларьки. И заказчики пропадали на заводе днем и ночью. Осматривали каждую деталь. Заставляли рабочих переделывать брак. «Это же были наши собственные киоски!» - говорят они.
На Сухаревской площади останавливаемся у очередного павильона. О том, что работать здесь невозможно, было понятно уже после презентации первых образцов. Внушительный с виду ларек оказался крошечным внутри. Огромные ящики для хранения товара, расположенные у витрины, заняли практически все пространство. Именно на них лежат газеты и журналы, а продавец зажат на крошечном пятачке между тумбами и задней стеной. «От меня до покупателя - почти метр, и надо до человека как-то дотянуться. Чтобы взять деньги и отдать товар, мы просто ложимся на эти ящики», - рассказывает киоскер Татьяна Трофимова.
Мы просим продать газету, а деньги кладем в предназначенный для них лоток. Татьяна слегка подпрыгивает, подтягивается на руках и, распластавшись на тумбе, достает нужное издание. Потом кульбит повторяется для того, чтобы взять мелочь и одновременно вручить нам покупку. Опытный киоскер проделывает это так быстро, что посторонний человек даже не замечает. И так сотни раз за рабочий день! После смены у этих уже немолодых женщин страшно болит спина. Поэтому долго здесь никто не задерживается.
Напротив спорткомплекса «Олимпийский» расположен павильон типа «французский». Он действительно выглядит шикарно, имеет раздвижные витрины, и кто-то из участников рейда даже хвастается, что похожую конструкцию в свое время разработали сами распространители. Профессионалы учли все детали и особенности торговли печатной продукцией. Согласовали с архитекторами. Город, надо признать, основные идеи взял в собственный проект. Но вот только продавцы прессы рассчитывали, что на стенках киоска будут установлены стеклопакеты. Это могло гарантировать газетам и журналам защиту от дождя и снега. А вот государство на остеклении сэкономило, поэтому пресса после первых же осадков приобретает совсем непрезентабельный вид и ее надо сразу же менять. А это дополнительные расходы.
Наталья Пуртова
Фото PHOTOXPRESS
- КСТАТИ
В программе по установке новых киосков прессы в столице победили предприниматели, которые в первую очередь нацелены на получение максимальной прибыли. Поэтому в ассортименте преобладают товары народного потребления. Пресса у некоторых арендаторов составляет 20-30% от объема товара, что является грубейшим нарушением правил торговли в киосках «Печать».