Новости экономики и финансов
3614 | 0

Как Россия разгадает китайскую головоломку

Как Россия разгадает китайскую головоломку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«Это будет самая крупная стройка в мире», - пообещал президент Владимир Путин, комментируя газовый контракт с Китаем. Сомневаться в этом не приходится. Сомнения в другом - оправдают ли себя затраченные усилия и средства?  Путь в тысячу ли начинается с первого шага. Высказывание древнекитайского философа Лао-цзы, украсившее недавно сайт Газпрома, вполне соответствует историческому моменту. Путь от идеи восточного маршрута до подписания контракта с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией оказался очень долгим. Переговорный процесс занял почти 10 лет. А впереди еще более дальняя и трудная дорога.

СИЛА СИБИРИ

Контракт предусматривает экспорт в Китай 38 млрд кубов природного газа в год в течение 30 лет. Общий объем поставок - чуть более триллиона кубов. Общая их стоимость - более 400 млрд долл. Создание объектов добычи и транспортировки газа обойдется российской стороне в 55 млрд долл. (китайцам придется раскошелиться на 22 млрд). Газ пойдет с трех месторождений, которые еще только предстоит освоить: Чаяндинского (Якутия), Ковыктинского (Иркутская область) и Южно-Киринского (Сахалин). В рамках проекта будут построены газотранспортная система «Сила Сибири» общей протяженностью 4 тыс. км и газоперерабатывающий завод. Начать поставки предполагается в 2019 году. Китайскую границу экспортный газ будет пересекать в двух местах - в районе Благовещенска (Амурская область) и в окрестностях Дальнереченска (Приморский край).

Вопросы, остающиеся пока без ответа: на какой цене газа сошлись партнеры, какова будет себестоимость экспорта и соответственно на какой профит могут рассчитывать Газпром и его главный акционер - Российская Федерация? Цена - коммерческая тайна. Есть, конечно, косвенные способы ее определения. Самый простой: делим названную сумму контракта - 400 млрд долл. - на предполагаемый общий объем (умножаем 38 млрд на 30 лет - получаем 1 трлн 140 млрд кубов). Итого: 351 долл. за тысячу кубов. По словам министра энергетики России Александра Новака, цифры, полученные путем таких вычислений, «в принципе близки» к заложенным в контракте. Существуют, правда, и другие мнения. Зампредседателя правления Газпрома Александр Медведев на вопрос, превышает ли настоящая цена расчетную, отвечает не слишком конкретно, но весьма эмоционально: «Еще как!» Конечно, выражение «еще как» можно понимать по-разному. Не исключено, что это просто другой взгляд на то, что Новак назвал «близкими» цифрами. Но, похоже, к 350 долл. и впрямь нужно добавить некоторую сумму.

Дело в том, что на проектную мощность восточный маршрут выйдет далеко не сразу. Согласно оценкам партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, первый газ поступит в Китай не ранее 2020-го и первоначально покупателю придется довольствоваться 11-12 млн кубометров в год. В полную же силу «Сила Сибири» заработает лишь через 10 лет после начала поставок.

Есть и иные оценки, но даже самые оптимистичные эксперты отводят на раскачку не менее пятилетки. А значит, общий объем поставленного газа будет все-таки несколько ниже, чем 1,14 триллиона кубов, а цена соответственно выше. Большинство экспертов исходят из 380-390 долл. за тысячу кубометров.

Примерно столько же платят сегодня за российский газ и европейцы. Однако ключевым вопросом является себестоимость - с учетом капитальных затрат и транспортировки. Аналитики Альфа-банка, определяющие цену 380 долл. за тысячу кубометров, считают ее слишком низкой и называют подписание контракта событием, негативно влияющим на биржевую стоимость газового монополиста. По мнению «альфовцев», для того чтобы экспорт газа в Китай был хотя бы безубыточным, цена должна составлять не менее 440 долл. за тысячу кубометров. А по версии, например, швейцарского банка UBS, проект выйдет на прибыль лишь при цене 570 долл. за тысячу кубов. Если же исходить из тех параметров сделки, которые известны на сегодняшний день, то расходы Газпрома в итоге на 14 млрд долл. превзойдут выручку.

ДЫРА В БЮДЖЕТЕ

Министр энергетики призывает не волноваться: «Цена взаимовыгодная. Она интересна как поставщику, так и покупателю». Зачем же тогда темнить? Напомним также, что президент решил освободить восточносибирский газ от налога на добычу полезных ископаемых. Учитывая, что со второго полугодия 2015 года ставка НДПИ составит 1062 руб. за тысячу кубов, при выходе газопровода на проектную мощность Газпром будет экономить - а бюджет соответственно терять - свыше 40 млрд руб. в год.

В общем, трубить в фанфары, как это делают сегодня некоторые комментаторы, рановато. «Поставки газа в Китай - это сплошные убытки и грабеж России», - считает сопредседатель партии «РПР-ПАРНАС» Борис Немцов. По убеждению политика, главными и, по сути, единственными бенефициарами сделки - не считая китайцев, разумеется, - станут алчные подрядчики Газпрома, «зарабатывающие миллиарды на строительстве газопроводов в 5-7 раз дороже европейских». По поводу стоимости строительства - не в бровь, а в глаз. Но... Следуя этой логике, Россия должна вообще отказаться от крупных инфраструктурных проектов - до полной победы над коррупцией. Если бы таким подходом руководствовались в брежневские времена, тоже ведь был не золотой век, не видать бы сегодня Европе российского газа, а России - десятков миллиардов долларов от его экспорта.

Истина, видимо, лежит посредине. Понятно, что, сколь бы выгодной ни была для нас цена «китайского» газа, ждать скорой отдачи не приходится. Прибыли - дело достаточно отдаленного будущего. До той поры нас ждут одни расходы. Свою лепту в восточный маршрут придется внести каждому гражданину страны. Для финансирования проекта правительство «просто обязано ускорить рост цен на газ для российских потребителей», - считает президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Что неизбежно отразится на всей коммуналке: в общей структуре тарифа ЖКХ газ занимает 30%.

Стратегические плюсы проекта при этом тоже очевидны. Одновременно убивается очень много зайцев. Во-первых, решается давным-давно назревший вопрос диверсификации экспортных поставок. Зацикленность на европейском рынке и в мирные времена создает массу проблем, тем паче в периоды международных кризисов. Во-вторых, Россия «столбит» за собой место на самом перспективном, самом быстрорастущем газовом рынке мира. По оценкам экспертов, годовое потребление голубого топлива в Китае вырастет к 2030 году в 4 раза, достигнув 600 млрд кубометров. Остаться в стороне от такого пирога - значит совершить преступление перед будущими поколениями. В-третьих, огромные деньги вливаются в российскую экономику. В-четвертых, мощнейший импульс развития получает Восточная Сибирь. Главное теперь - правильно собрать эту китайскую головоломку.

Андрей Владимиров

Фото FOTOLIA.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.