Взятый 2,5 года назад курс на импортозамещение придал оптимизма аграриям, которые почувствовали, что они нужны своей стране, и начали активно наращивать объемы своего производства.
И хорошо бы это настроение в обществе поддержать! Чтобы наш производитель чувствовал себя защищенным даже после отмены санкций. Именно поддержка собственного производителя была лейтмотивом избирательной программы кандидата в президенты США Дональда Трампа. И он выиграл! Потому что производители в любой стране нуждаются в поддержке государства.
Сегодня потребление импортных продуктов в России находится у исторических минимумов. Россия потихоньку учится обеспечивать себя внутренними ресурсами.
Аналитики отмечают, что до начала санкций, в 2013 году, импорт сельскохозяйственных товаров составлял около 38%, а уже по итогам 2016 года упал до 22%.
Росстат также сообщает о сокращении количества ряда импортируемых продовольственных товаров: только в 2015 году на 198,6 тыс. тонн снизился ввоз мяса, на 111,8 тыс. тонн - мяса птицы, на 153,5 тыс. тонн - рыбы, на 73 тыс. тонн - сыра и творога, на 44 тыс. тонн - молока и сливок.
Упал и импорт подсолнечного масла, соли, картофеля, помидоров, огурцов, некоторых других овощей и фруктов. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев заверяет, что сейчас на прилавках наших магазинов только 20% продукции зарубежного производства, а 80% - российского, а через 2-3 года мы полностью обеспечим внутренний рынок мясом и птицей, через 3-5 лет - овощами и фруктами, через 7-8 лет - молочной продукцией.
Планы серьезные и, наверное, могут осуществиться, если, конечно, эмбарго, продленное до начала 2018 года, не будет отменено.
ТУРКИ НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Как будут ощущать себя наши производители, если на отечественный рынок снова «придут» турецкие овощи? Сейчас их сдерживают санкции, но что случится, если их отменят? Судя по политической ситуации и вновь вспыхнувшей дружбе с Эрдоганом, такая перспектива вполне реальна. Эксперты не устают предупреждать о том, что отмена эмбарго на турецкие овощи принесет серьезные убытки российским производителям, которые невероятными усилиями только по огурцам закрыли внутренний рынок на 80%, а по томатам - на 45%.
- Российские овощи, в частности огурцы и помидоры, дороже турецких, потому что они выращиваются в тепличных комплексах и в их стоимость закладываются затраты на электроэнергию для обогрева и освещения. Когда Россия вводила экономические санкции против Турции, российские аграрии видели перспективу и возможности, но теперь все это у них могут отнять, - констатирует главный аналитик Национального плодоовощного союза Кирилл Лашин.
Турецкой стороне есть за что бороться. По данным Федеральной таможенной службы, после введения санкций экспорт овощей в Россию из Турции сократился почти в 12 раз. Если с января по ноябрь 2015 года на российский рынок было ввезено 433 тыс. тонн овощей и корнеплодов, то за тот же период 2016 года - всего 37 тыс. тонн. В деньгах турецкие аграрии потеряли 366 млн долларов.
В октябре 2016 года российское правительство благосклонно «объявило амнистию» турецким свежим и сушеным апельсинам и мандаринам, персикам, нектаринам, абрикосам и сливам. Томаты, огурцы, тушки домашних кур и индеек, субпродукты из них, лук, цветная капуста, виноград, яблоки, груши, земляника и клубника по-прежнему под запретом. Надолго ли? Турецкие производители уже на низком старте: недавно глава Ассоциации экспортеров овощей и фруктов Турции Али Кавак пообещал, что в 2017 году турецкая сторона увеличит поставки продуктов в РФ на 15%.
ТРЕНД – РОССИЙСКИЙ СЫР
С введением эмбарго россияне опасались, что останутся без сыра, ведь более 60% его мы получали из стран, попавших в опалу в августе 2014 года. Однако ничего ужасного не случилось. Наши производители раскачались и начали завоевывать рынок. В этом отношении санкции определенно пошли им на пользу.
Участники рынка утверждают, что производство сыра в стране за последние три года выросло на 75%. Отечественные сыровары даже научились делать неплохие буррату и моцареллу. Правда, замены многим европейским сырам все еще не нашлось. Во всяком случае выдержанных сыров российского производства типа пармезан искушенному потребителю найти непросто. Но не пармезаном единым сыт россиянин.
Как отмечает руководитель проекта «Сырный сомелье» Александр Крупецков, «сегодня ремесленные сыроварни появляются как грибы после дождя, и большинство из них варят сыры высокого качества с довольно приятным сливочным вкусом: ничего выдающегося, но вполне достойный натуральный продукт. Как показывает статистика, 99% населения России нужен именно такой сыр».
Далее г-н Крупецков продолжает: «Мы строим свою стратегию на ситуации, при которой санкции - это надолго, а значит, мы будем и дальше искать интересные российские сыры. Сейчас российский сыр - это тренд, и мы следуем ему».
- Сырная отрасль претерпела серьезные изменения, и очевидно, что в пользу отечественных производителей, - уверен гендиректор ЗАО «Умалат» Алексей Мартыненко. - За последние два года мы смогли нарастить объемы производства на 13% в год. Если брать рынок сыров в целом, заменить можно около 90%. К оставшимся 10% относятся те самые пармезан, бри, ряд французских сортов, которые уникальны благодаря технологии производства.
НЕМОЛОЧНЫЕ БЕРЕГА
А вот наладить ситуацию в остальном молочном комплексе пока не удается. Хотя продовольственное эмбарго вдохновило российских молочников и подстегнуло к увеличению объемов производства, благоприятные условия не привели к удовлетворению потребностей.
- Российская молочная отрасль не справляется с задачами импортозамещения. Производство молока осталось провальным направлением, - признала зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт.
В России реально существует острая нехватка молока. Исполнительный директор ассоциации «Союзмолоко» Артем Белов оценивает годовой объем производства молока в России в 30,5 млн тонн, что на 8,5 млн тонн меньше потребности рынка: «Нехватка 20% продукта в масштабах страны - большая проблема, и каждый с ней разбирается как может».
Что подразумевает под словами «как может» г-н Белов, потребителю объяснять не надо: литровые пачки молока «худеют» на 100-200 граммов, но цена их не меньше, а само молоко и молочные продукты порой щедро сдабриваются пальмовым маслом.
Дефицит сырья автоматически приводит к рекордно высоким ценам на молоко и молочную продукцию. В октябре 2016 года, по данным Росстата, по сравнению с октябрем 2015 года сливочное масло стало дороже на 13,6%, маргарин - на 9,3%, сыр - на 7,8%, творог - на 7,5%, сметана - на 5,8%. Потребители оценивают рост цен на продукты иначе. Так, стоимость молока, по мнению покупателей, за последний год увеличилась на 12-25% и останавливаться, похоже, не собирается.
- Самое интересное произойдет в конце 2017 года. К этому времени сельское хозяйство еще больше окрепнет за счет преференций, полученных в результате санкций, а страны, попавшие под эмбарго, начнут отменять санкции и будут пытаться встроиться в наш рынок, - прогнозирует замдиректора Национального института развития современной идеологии, политолог Игорь Шатров.
Конечно, купить за рубежом гораздо проще, чем обустроить собственное сельское хозяйство. Поток продуктов из-за границы добивал нашего сельхозпроизводителя. Не было бы счастья, да несчастье помогло – санкции пришлись на руку нашим аграриям. Мы видим, как воспрял российский крестьянин, налицо рост продукции с полей и ферм. Но нашим аграриям нужна поддержка. Ведь сельхозпроизводители субсидируются во всем мире. Рентабельность мелкого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве в стране невысока, не получающие господдержки игроки постепенно уходят с рынка, что создает риски импортозамещения.
Елена Хакимова.
ТАСС /И. Питалев.