Столичный департамент торговли и услуг выступил с очередным новаторским предложением - установить автоматы для распечатки отдельных газетных материалов. Можно, впрочем, и целого номера. Специалисты утверждают: если они заменят обычные киоски печати, то это окончательно погубит рынок распространения печатной продукции.
Похоже, это странное намерение, озвученное главой Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексеем Немерюком, чиновники рассматривают вполне серьезно.
«Мы уже думали над тем, как сделать некий автоматизированный киоск по продаже именно интересующей человека информации. К примеру, вы подошли к такому автомату, увидели яркие заголовки, нажали пальцем, и вам тут же быстро распечатали информацию, только вас интересующую, заплатили 10 рублей и пошли. Правообладатель информации получил свою денежку за бумагу, чернила, прибыль получит и тот, кто установил киоск. То есть нам надо развиваться в этом направлении», - заявил Немерюк.
Между тем Запад уже развивался в том же направлении примерно пять-семь лет назад, сильно разочаровался в столь оригинальной идее, а компания, которая производила автоматы по технологии Print on demand, понесла большие убытки.
Они были похожи на большие банкоматы с солидным набором функций, в которых приходилось долго и упорно разбираться. Машины не принимали наличные деньги, поэтому получить свою газетную статью можно было только по банковской карточке. И если для европейца такая форма расчета привычная и естественная, то в России за газетой с кредиткой люди не ходят даже в продвинутых мегаполисах.
Себестоимость печати даже пять лет назад оказалась не меньше 10 долларов, поэтому озвученная Алексеем Немерюком цена 10 рублей уже вызвала у специалистов шквал критики и закономерный вопрос: как много найдется в Москве людей, желающих платить больше 600 рублей за газету?
Изготовление и установка одного такого типографского монстра стоят порядка 100 тыс. долларов. Его ассортимент включает всего лишь 200 изданий, в то время как скромный газетный киоск легко предлагает покупателю около 1000 наименований. В конце концов, чтобы распечатать какой-нибудь тощий журнал, надо ждать около пяти минут, а это слишком большая роскошь для занятых людей, которые могут получить тот же товар в соседнем ларьке всего за несколько секунд.
Несмотря на явные недостатки, новинку попробовали в Швеции, затем компания-производитель поставила «пилотные» автоматы на океанских лайнерах и в дорогих отелях. Но их услугами пользовались не больше 10 человек в день. К этому времени европейцы давно обзавелись планшетами, где за пару минут можно было найти и прочитать ту же самую информацию. На газетные автоматы никто не обращал внимания, и на идее печати по выбору в Европе был поставлен большой крест.
А спустя несколько лет о ней вспомнили московские чиновники из Департамента торговли и услуг.
В Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) такую инициативу назвали маниловщиной.
«Это совершенно бесперспективная фантазия. Нет никакой надежды, что автоматы станут хоть сколько-нибудь окупаемыми. К тому же не надо забывать о реалиях нашей жизни: в России слишком много вандалов, которые просто уничтожат эту дорогую технику», - прокомментировал новость председатель правления АРПП Александр Оськин. Кроме того, опыт европейцев показал, что дожди, снег, пыль и грязь моментально превращают автоматы в бесполезные железные коробки, починить которые стоит огромных денег. Даже если департамент торговли и поставит их в Москве, то это будут богатые отели, престижные офисные центры и прочие хорошо защищенные от непогоды и хулиганов, к тому же снабженные штатом уборщиц места. Но о какой доступности для горожан можно тогда говорить?
КСТАТИ Изготовление и установка такого типографского монстра - это 100 тыс. долларов. Его ассортимент включает всего 200 изданий, в то время как газетный киоск легко предлагает покупателю около 1000 наименований. |
Профессиональные распространители уже давно доказали, что даже обычные автоматы по продаже прессы, установленные практически на всех станциях метро, - глубоко убыточный проект.
«Они нерентабельны в Москве, к тому же вызывают нарекания у покупателей. Автоматы, которые не дают сдачу, - это по нынешним технологиям почти что прошлый век. Такие машины имеют минимальный ассортимент, бесконечно ломаются, «зажевывают» газеты и журналы, во многих местах мешают проходу пассажиров. Метрополитен недоволен, издатели тоже не в восторге, не говоря уже о покупателях. Нет в этом деле никакой перспективы!» - подчеркнул Александр Оськин.
Наталья Пуртова
Карикатура А. Хорошевский