Новости экономики и финансов
2373 | 0

Борьба с коронавирусом: надежда на импорт?

По сути дела, российское правительство признало крах политики «импортозамещения», по крайней мере, в производстве элементарных товаров для борьбы с пандемией - перчаток, средств гигиены и даже носилок.

Борьба с коронавирусом: надежда на импорт?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Иначе как объяснить тот факт, что ЕАЭС продлил до конца марта беспошлинный импорт большинства видов этой продукции и сырья, из которого его изготавливают.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Если быть совершенно точными, то Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решил еще на полгода освободить от уплаты импортной пошлины ввоз «некоторых компонентов и материалов для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских препаратов, респираторов, защитных очков, резиновых перчаток, медизделий и аппаратуры, а также боксов и носилок для транспортировки пациентов».

Первый срок таких льгот в отношении почти всего противоэпидемического ассортимента, напомним, был обозначен ЕЭК с апреля по конец сентября. Но, похоже, до надлежащего импортозамещения здесь и сегодня неблизко. Ибо, как заявил министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев, «по значительной части списка мы продлеваем режим с тем, чтобы все необходимые поставки по средствам защиты, медицинскому оборудованию и материалам были в полном объеме осуществлены, и мы могли эффективно бороться с рисками пандемии». То есть, стало быть, сами пока не справляемся…

И ВАКЦИНЫ ТОЖЕ!

Весьма любопытные детали этого решения открываются в трактовке наших партнеров и союзников. Например, агентство АЗАТТЫК (Казахстан) со ссылкой на пресс-службу Министерства торговли и интеграции республики, уточнило информацию ЕЭК по реальному ассортименту беспошлинного ввоза такой продукции: «По инициативе Республики Казахстан Совет ЕЭК санкционировал беспошлинный импорт вакцин, сырья для производства лекарств и средств защиты (масок, дезинфицирующих средств, перчаток и тому подобное), а также различной аппаратуры для лечения и профилактики коронавирусной инфекции».

Не правда ли, любопытно: здесь речь идет уже и о вакцинах, хотя наши государственные деятели с самых высоких трибун в последнее время все чаще говорят об успешной разработке российских профильных вакцин. Как и о том, что вот-вот они будут запущены в массовое производство для нужд здравоохранения России и других стран ЕАЭС. Так есть ли вакцины или их нет? Такие решения вгоняют население в тревожные и не слишком оптимистические раздумья.

КОМУ ВЫГОДЕН ДЕФИЦИТ

Ну да ладно. Вакцина - это, конечно, очень серьезно, можно, в конце концов, и подстраховаться. Но неужели мы не можем справиться с производством элементарных медицинских товаров: боксов, носилок, резиновых перчаток, защитных очков?

Возникает серьезное подозрение, что недостаточный уровень обеспечения этой в общем-то очень простой продукцией проистекает в том числе из-за того, что, похоже, нет надлежащего регулирования - государственного и межгосударственного - производства и поставок этих товаров, как и цен на них. Вот, например, комментарии к ситуации в Ленинградской области Александра Плетешкова, главы местного УФАС России: «Во время первой волны возник дефицит средств индивидуальной защиты, цены на них изменились, этот товар очень резко стал востребованным». Любопытен и комментарий к этой ситуации, который дал главный ленинградский борец с монополиями: «Запасы СИЗ еще какое-то время продавались в отдельных уголках Ленобласти по приемлемым ценам. В то время как в Санкт-Петербурге их уже давно не было. Изменение цен - это закон рынка, на них повлияли дефицит и изменившаяся стоимость материалов для их изготовления».

МАСКИ БУДУТ ДОРОЖАТЬ?

В общем, мы должны признать: дееспособного ценового госрегулирования в столь значимой для населения сфере по-прежнему нет. И не предвидится? Косвенный ответ на этот вопрос на днях дал один из питерских чиновников: «Цены на определенные позиции в этот период действительно повышаются, но, как показывает практика области, повышение происходит в пределах допустимой нормы. Если мы не будем провоцировать поставщиков, устраивать панику, то вторая волна пройдет спокойно».

Как говорится, свежо предание. Тем более что размах у второй волны гораздо шире. По данным комитета Санкт-Петербурга по промышленной политике и торговле, если 12 октября самая низкая цена защитной маски составляла 11,9 рубля, то уже к началу ноября цена выросла почти до 21 рубля. И за тот же сравнительно короткий период запасы защитных масок в торговых сетях Петербурга сократились на 12,6%, а объем запасов медицинских перчаток в аптеках уменьшился на 13%. Однако, как сообщает «Деловой Петербург», ответственные сотрудники областного правительства «не смогли оперативно оценить причины такого сокращения запасов и роста цен, а также дать прогноз дальнейшего развития ситуации».

Объективный факт: к настоящему времени такие же тенденции проявились, по имеющимся данным, еще в 50 субъектах Федерации. Получается, что растущий - вынужденно, заметим, - спрос на широкий ассортимент медицинской продукции - это совершенно конкретный провоцирующий сигнал оте­чественным поставщикам, которые неминуемо поднимут «свои» цены. А почему бы и нет - ведь полностью отсутствует надлежащее государственное воздействие на производителей по объемам, срокам поставок этой продукции и ценам на нее. А если так, то совсем неудивительно, что приходится продлевать сроки беспошлинного импорта такой же продукции и сырья для ее производства.

Так или иначе в числе стран - экспортеров означенного ассортимента в РФ и другие страны ЕАЭС - около 30 государств, в основном дальнего зарубежья. Единственное, что утешает, - с зарубежными поставщиками проблемы вряд ли возникнут...

Алексей Чичкин.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.