По информации инсайдеров крупных компаний, Минфин предложил ввести «налог чрезвычайного характера» и закрепить его в Налоговом кодексе.
Он будет вычитаться фактически задним числом: сейчас - в размере 10% от заработанных компаниями средств за 2021-2022 годы. Правда, самые доходные отрасли не пострадают - отечественные сырьевые предприятия в связи с санкциями уже получили серьезный денежный урон. Но это отдельная тема.
На днях североамериканский электронный журнал The American Thinker написал, что антироссийские санкции оказались самым грандиозным просчетом Запада за всю историю. Они не поставили экономику РФ на колени, вместо этого ограничения пошатнули экономики западных стран - те страдают от высокой инфляции и дефицита энергоносителей.
А несколько ранее об успехах промышленного производства в России высказались эксперты, опрошенные агентством Bloomberg. Дескать, экономика России дала успешный отпор западным санкциям в прошедшем году, а 2023 год ознаменуется ростом промышленного производства.
Всю эту оптимистичную ауру невольно пытается разрушить отечественный Минфин. Придуманный им «налог чрезвычайного характера» никак не свидетельствует о благополучии экономики. Действительно, если все столь хорошо, зачем правительству изымать у компаний 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы? То есть лишать бизнес оборотных и прочих средств, которые он, возможно, уже успел потратить.
История с так называемым разовым налоговым сбором, который уже не первый месяц правительство хочет стрясти с крупного бизнеса для затыкания дыр в бюджете, обрастает новыми подробностями. Правительство предлагало разные варианты выплат, бизнес это не устраивало. И ряд экспертов подозревает, что дело не в платежах бизнеса, очень напоминающих вымогательства рэкета 90-х.
У топ-менеджеров бизнеса есть представления о состоянии государственных финансов. Либо эта информация не должна заставлять правительство прибедняться, либо быстрая трансформация госбюджета с профицита на дефицит говорит бизнесу о неэффективном управлении казенными деньгами. В любом случае это не стимулирует бизнес делиться деньгами с государством.
Павел Максимов.
Рисунок: Е. Кран