О проблеме навязывания дополнительных услуг при оформлении кредитов или покупках «МН» писал неоднократно.

Несмотря на то что Центробанком предпринимались определенные меры, обезопасить россиян от нечистоплотных бизнесменов долго не удавалось.
Теперь депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей», запрещающие продавцам навязывать гражданам покупку страховок, абонементов, сертификатов и прочих ненужных товаров.
Представила депутатам новый законопроект глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она рассказала о многих уловках, применяемых в отношении потребителей. Чаще всего банки требуют при оформлении кредита или ипотеки купить различные страховки. Эксперты соглашались, что такие сертификаты все равно придется приобретать в обязательном порядке, но надо, чтобы люди делали это осознанно. «Некоторые из таких сервисов, в общем-то, полезны для клиентов, но их продают так, что невозможно от них отказаться. Часто клиент даже не понимает, что он ее покупает, что это фактически входит в стоимость кредита», - считает генеральный директор аналитического агентства Павел Самиев.
НАВЯЗАТЬ МОГУТ ВСЕ ЧТО УГОДНО
Дальнейшие допуслуги зависят от фантазии продавца. Навязать могут абонементы на онлайн-кинотеатры, визиты к ветеринару и даже на консультации астролога. Продавцы дорогих товаров придумывают свои способы выкручивания рук покупателю. В автосалоне предложат купить машину, но если новый владелец хочет забрать ее немедленно, то придется приобрести и комплект зимней резины по заоблачной цене. В противном случае забрать автомобиль можно будет не сразу, а спустя время.
«Подобное происходит при покупке авиа- и железнодорожных билетов в интернете. Люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, СМС-оповещения и так далее. Речь о ситуации, когда при онлайн-покупке уже проставлена отметка о согласии на расширенное страхование жизни, на различные другие сервисные опции», - сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
С нарушениями при оформлении договоров, не дожидаясь нового закона, начал борьбу Центробанк. Там запретили использовать предустановленные согласия клиентов - так официально называются галочки в онлайн-формах. Часто применяются маркетинговые уловки, из-за которых их легко не заметить. Например, внимание отвлекают яркие надписи, предлагающие перейти к следующему шагу, в то время как отметки о соглашении указаны мелким шрифтом. Иногда для того, чтобы отменить отметку о согласии на дополнительные услуги, клиенту нужно зайти в другой раздел. Многие люди, не очень хорошо разбирающиеся в компьютерах, просто опасаются это делать.
Еще один распространенный способ навязывания, по мнению депутатов, - это замена услуг, которые положены гражданам по полису обязательного медицинского страхования, на платные. Володин добавил, что 43% опрошенных граждан подтвердили, что оказывались в подобной ситуации.
Теперь поправки запрещают ставить автоматическое согласие потребителя на добровольное страхование, а если клиент все же решил совершить покупку услуги, ее нужно будет оформлять отдельным договором.
ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ!
«Законопроект предусматривает прямой запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг до заключения договора, а также проставление автоматических отметок о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров», - объяснила глава Роспотребнадзора и добавила, что для продажи чего-либо дополнительного понадобится не устное, а письменное согласие покупателя. Причем доказывать, что гражданин приобрел нечто в комплекте к основной покупке добровольно, придется продавцу. В противном случае - возврат денег и штраф.
В Центробанке с подобной точкой зрения согласны. «Если услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», - отметили в пресс-службе регулятора. На практике получается, что при оформлении кредита заемщику мягко намекают: если отказаться от покупки хотя бы одной дополнительной услуги, выплату денег могут и не разрешить.
Теперь с принятием новых поправок в закон «О защите прав потребителей» клиенты вправе отказаться от оплаты навязанных товаров, а если они оплачены, то могут потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Наталья Владимирова
Фото: LEGION-MEDIA