
Глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков считает, что новый ПГР не вреден для человека и природы и благодаря ему в Москве заметно сократились уличный травматизм и количество аварий.
«Плавит лед - удобряет почву» - написано на мешках с мраморной крошкой. Не все в это верят. Экологи уверены: весной город задохнется от химикатов, часть зеленых насаждений умрет. Такое мнение высказал зампредседателя рабочей группы по противогололедным реагентам при правительстве Москвы, завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. Он уверен: нормы и объемы реагентов этой зимой были в 10 раз больше, чем до их отмены Лужковым. К тому же при обработке улиц и дорог реагентами необходимо следить за дозировкой, учитывать температуру воздуха, силу ветра, качество дорожного покрытия... Более того, ПГР должна распределять спецтехника. У нас вместо нее - таджики: сколько в лопату зачерпнули, столько и выбросили на дорогу. Вот на асфальте и возвышаются кучки мраморной крошки то тут, то там. Потеплеет, прохожие стопчут ее в пыль. Мелкие частицы извести ветром поднимутся в воздух, и мы будем их вдыхать. «Бесконтрольное использование нового ПГР, в котором присутствует формиат натрия, - говорит координатор токсических программ Гринпис России Алексей Киселев, - может обернуться ростом легочных заболеваний».
Что же делать Москве со снегом? Песок - это грязь и смерть канализации. Техническая соль - вред почве. Гранитная крошка сдирает лак с машин, разрушает шины, дорожное покрытие. Мраморная крошка, сдобренная ядовитыми солями, из-за механического воздействия превращается в мел, покрывая асфальт белым налетом, от которого придется избавляться при помощи шампуня на основе все той же химии. Может, пора перенимать опыт соседней Финляндии? Там снег собирают и вывозят на снегоплавильные пункты, а дороги посыпают горячей гранитной крошкой. Во время снегопадов она вмерзает в снег, и дорога смахивает на гравийную. По весне крошку собирают пылесосами и используют повторно. Ну а чтобы на трассах машины меньше бились, может, стоит вслед за той же Финляндией принять закон, запрещающий зимой ездить на летней резине? Можно начать строить дороги с подогревом, которые «утеплялись» бы только во время снегопадов. Вряд ли хоть один из этих вариантов к зиме-2013 осуществится, так что, похоже, через год Москву снова будут засыпать-заливать реагентами. И снова экспериментировать, по-прежнему выбирая лучшее из худшего.
Елена Хакимова
"Мир новостей"