Статьи газеты «Мир новостей»
1454 | 0

Отдых пахнет керосином

Отдых пахнет керосином
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН
Отдых пахнет керосином

Всем, кто собирается в отпуск, уже известно: туры в Турцию, Египет, Тунис по сравнению с прошлым сезоном подорожали в среднем на 20-30%. Примерно на столько же выросла цена туров в Сочи и Крым.

КЕРОСИНОВАЯ БОМБА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ

Причина проста как божий день: с середины прошлого года цена авиационного керосина в России выросла почти вдвое. Сегодня ситуация выглядит вообще дико: для отечественных авиаперевозчиков заправляться в Европе стало дешевле, чем в родной стране.



СПРАВКА

Цены на авиакеросин в России уже выросли в три раза больше, чем на бензин. В результате в последние месяцы почти все крупные авиакомпании либо ввели, либо существенно (на $20-40) увеличили топливные сборы. Сейчас в аэропортах московского авиаузла он продается по цене около 40 тысяч рублей за тонну.




Примечательно, что страны еврозоны топливо импортируют, но цены там ниже российских. Так, в западноевропейских аэропортах на начало июня авиакеросин предлагался в среднем по 1270 долларов (около 30 тысяч рублей) за тонну.

Известна и главная причина подорожания авиатоплива. Оказывается, рыночных отношений в сфере продажи керосина в стране не существует. Есть ряд монополий, цены которых не регулируются государством. Поэтому монополисты и “резвятся” вовсю. Почему же чиновники смотрят на творящееся безобразие сквозь пальцы? Не потому ли, что им, как всегда, кое-что перепадает с этого? Ведь керосин в России не продается через биржу. Его можно получить, лишь заключив контракт с топливной компанией. А где контракт - там “откат” чиновнику. К тому же поставщик сам устанавливает цену, по которой продаст керосин. И альтернативы у авиакомпаний нет: в стране существует узкий круг поставщиков, работающих на определенных территориях. В каждом регионе это одна-две фирмы, имеющие от “близких” чиновников льготы и преференции. Получается, заключать контракт с любым другим поставщиком невыгодно. Например, будут огромные затраты на транспортировку.



И ХЛЕБ, И ТОПЛИВО РАСТУТ В ЦЕНЕ

Еще один фактор: оказывается, в большинстве аэропортов страны работает только один топливозаправочный комплекс (ТЗК). И тут нет конкуренции, а значит - и рост цен неизбежен. При этом топливные компании все активнее стремятся получить под контроль ТЗК, то есть помимо права оптовых иметь право розничных продаж.

В общем, куда ни кинь - всюду клин растущего монополизма. Итог плачевен - повсеместный рост цен: от хлеба до керосина.

А экспертный прогноз на ближайшее время неутешителен: дальнейший рост расходов отечественных авиакомпаний на топливо. Сейчас это более 50% общего объема расходов. А ведь зарубежные коллеги укладываются в 25%. А поскольку керосин опять будет дорожать, то, по словам экспертов, нас ждут дальнейший рост цен на билеты, снижение качества сервиса, увеличение числа задержанных рейсов. Вот такие “керосиновые дела”...

Екатерина Дмитриева


Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.