
Причина проста как божий день: с середины прошлого года цена авиационного керосина в России выросла почти вдвое. Сегодня ситуация выглядит вообще дико: для отечественных авиаперевозчиков заправляться в Европе стало дешевле, чем в родной стране.
СПРАВКА
Цены на авиакеросин в России уже выросли в три раза больше, чем на бензин. В результате в последние месяцы почти все крупные авиакомпании либо ввели, либо существенно (на $20-40) увеличили топливные сборы. Сейчас в аэропортах московского авиаузла он продается по цене около 40 тысяч рублей за тонну.
Примечательно, что страны еврозоны топливо импортируют, но цены там ниже российских. Так, в западноевропейских аэропортах на начало июня авиакеросин предлагался в среднем по 1270 долларов (около 30 тысяч рублей) за тонну.
Известна и главная причина подорожания авиатоплива. Оказывается, рыночных отношений в сфере продажи керосина в стране не существует. Есть ряд монополий, цены которых не регулируются государством. Поэтому монополисты и “резвятся” вовсю. Почему же чиновники смотрят на творящееся безобразие сквозь пальцы? Не потому ли, что им, как всегда, кое-что перепадает с этого? Ведь керосин в России не продается через биржу. Его можно получить, лишь заключив контракт с топливной компанией. А где контракт - там “откат” чиновнику. К тому же поставщик сам устанавливает цену, по которой продаст керосин. И альтернативы у авиакомпаний нет: в стране существует узкий круг поставщиков, работающих на определенных территориях. В каждом регионе это одна-две фирмы, имеющие от “близких” чиновников льготы и преференции. Получается, заключать контракт с любым другим поставщиком невыгодно. Например, будут огромные затраты на транспортировку.
И ХЛЕБ, И ТОПЛИВО РАСТУТ В ЦЕНЕ
Еще один фактор: оказывается, в большинстве аэропортов страны работает только один топливозаправочный комплекс (ТЗК). И тут нет конкуренции, а значит - и рост цен неизбежен. При этом топливные компании все активнее стремятся получить под контроль ТЗК, то есть помимо права оптовых иметь право розничных продаж.
В общем, куда ни кинь - всюду клин растущего монополизма. Итог плачевен - повсеместный рост цен: от хлеба до керосина.
А экспертный прогноз на ближайшее время неутешителен: дальнейший рост расходов отечественных авиакомпаний на топливо. Сейчас это более 50% общего объема расходов. А ведь зарубежные коллеги укладываются в 25%. А поскольку керосин опять будет дорожать, то, по словам экспертов, нас ждут дальнейший рост цен на билеты, снижение качества сервиса, увеличение числа задержанных рейсов. Вот такие “керосиновые дела”...
Екатерина Дмитриева