вчера в 10:48

Что случилось в автокоролевстве?

По итогам первых четырех месяцев 2025 года поставки китайских легковых автомобилей в Россию упали на 47,2% в годовом выражении - до 1,9 миллиарда долларов. 

Вскоре после этого, а возможно, как следствие случившегося падения, в РФ стали массово закрываться дилерские центры. Что происходит и почему? Ответы на эти и другие острые вопросы - в публикуемом материале.

По данным «Автостата» - ведущего аналитического агентства в сфере статистики и аналитики автомобильного бизнеса в России, во II квартале 2025 года в РФ было расторгнуто 382 дилерских контракта, тогда как новых соглашений заключено лишь 209, в результате чего общее число официальных дилеров легковых автомобилей в стране снизилось на 4% - до 4333 представительств. А до конца текущего года, согласно неутешительным прогнозам ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в России могут закрыться еще около 10% дилерских центров.

Понятно, что с учетом доли поставляемых на российский рынок автомобилей (по данным за январь 2025 года, она составляла 54,9% от общего объема продаж) более всего в создавшейся ситуации страдают китайские автопроизводители. По словам главы «Автостата» Сергея Целикова, ввоз автомобилей в РФ по итогам мая 2025 года снизился на 74%, при этом почти две трети машин поставляются из КНР.

Сокращение импорта затронуло как молодые китайские марки, так и бренды, входящие в число лидеров рынка. Наибольшее количество дилеров утратили Kaiyi (-30), DongFeng (-24), Jaecoo (-16), BAIC (-15), а также FAW, Geely, Exeed, Livan и Omoda (по -10 и более).

В числе причин оттока дилеров аналитики называют и низкую маржинальность бизнеса, и ужесточение требований со стороны производителей, и рост стоимости заемных средств, и немало других проблем. С другой стороны, как считают некоторые эксперты, закрытие автосалонов — это и результат «естественной селекции»: уходят с рынка те из дилеров, которые просто не смогли справиться с временными трудностями. Как только продажи скатываются до 50 автомобилей в месяц, они предпочитают паковать чемоданы.

Хотя имеются и противоположные примеры, когда иные из китайских автопроизводителей наращивают свою дилерскую сеть. У той же Knewstar открылось 14 новых точек, у Belgee - 6, у Haval и KGM - по 4, у Hongqi и Tank - по 3.

Тем не менее, как прогнозируют российские эксперты, волна сокращений продолжится, прежде чем рынок стабилизируется. Определенные надежды на такое развитие событий многие специалисты связывают с решением Центробанка РФ о снижении ключевой ставки сразу на два пункта - до 18% годовых. Однако многие не значит все. Немало и таких, кто, в целом соглашаясь с мнением о том, что снижение ключевой ставки сделает автокредиты более доступными для россиян, сомневается, что «минус два пункта» могут серьезно повлиять на ситуацию. В лучшем случае снижение ставки ЦБ до 18% оживит рынок до 105-100 тысяч машин в месяц. И совсем другое дело, если ставку снизят хотя бы до 15%. В этом случае, как считает директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов, может быть реализован так называемый сценарий отложенного спроса: люди держали деньги на вкладах под высокие проценты, в том числе и чтобы в будущем купить столь желанное авто.

Виктор Прокопчук

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ