вчера в 11:15

Извини – подвинься

Китайская частная компания iSpace все чувствительнее наступает на пятки американскому аналогу SpaceX.

Кто победит в этой космической гонке, покажет самое ближайшее время. Хотя на фоне дискуссий о бюджетах NASA и имеющей сегодня место неопределенности в американской космической программе итог противостояния двух супердержав представляется вполне очевидным.

Китай предпринимает решительные шаги, чтобы потеснить монополию Илона Маска в лице принадлежащей ему SpaceX, которая специализируется на разработке и производстве космических аппаратов многоразового использования. Не так давно серьезный шаг в этом направлении сделала частная китайская компания iSpace, спустив на воду в Янчжоу (провинция Цзянсу) первую автономную (то есть беспилотную. - Ред.) морскую платформу для посадки ускорителей - аналогов дрон-кораблей компании SpaceX.

Сказать, что это важнейшая веха в развитии коммерческой космонавтики Китая - значит, ничего не сказать. На морскую платформу Китай планирует возвращать первую ступень многоразовой ракеты-носителя «Гипербола-3», способной выводить на орбиту до 8,5 тонны груза и тем самым значительно сократить стоимости запусков космических аппаратов. Словом, все как у американцев.

Но Китай не был бы Китаем, если еще на стадии подготовки к старту хоть в чем-то не опередил бы соперника. Начнем хотя бы с того, что платформа Xingji Guihang («Межзвездное возвращение»), как назвали китайцы свое детище, превосходит американский аналог по габаритам. Длина судна около 100 метров (против 91 метра у платформы Илона Маска), ширина - 42 метра. Еще одна китайская фишка: своей платформой, по данным СМИ, iSpace готова будет делиться с другими китайскими ракетостроителями, если те пожелают участвовать в программе многоразовости полетов.

В остальном китайская iSpace, можно сказать, не спешит перепрыгнуть конкурента SpaceX, предпочитая (пока?) если и не следовать нога в ногу, то явно наступать ей на пятки. Как и у SpaceX, китайская плавучая платформа оснащена системой динамического позиционирования с возможностью удерживать точку посадки при заходе ступени ракеты с высоты. Но прежде чем спустить ее на воду, iSpace провела серию вертикальных «прыгучих» посадок на испытательном метаново-кислородном модуле Hyperbola-2Y.

По данным из открытых источников, в эти дни Xingji Guihang проходят испытания, после которых (уже ближе к октябрю), согласно планам создателей, платформу отправят вниз по Янцзы в провинцию Хайнань для передачи заказчику.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В китайском городе Чунцин в рамках Всемирной выставки интеллектуальной промышленности 2025 года прошла демонстрация летающего автомобиля-беспилотника. Корпус аппарата полностью изготовлен из алюминиевого сплава и углеродного волокна. Что удивительно, какие-либо органы управления в машине отсутствуют. Вместо них в кабине авиаавто - лишь большой сенсорный экран, посредством которого управляется новинка, и два сиденья. Чтобы добраться до места назначения, пассажирам достаточно ввести соответствующие координаты на дисплее и нажать «Старт», все остальное беспилотник сделает сам.

Роман Кудряшов.

Фото: LEGION-MEDIA,

социальные сети.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ