В Китае началось производство атомных источников питания размером 15х15х5 мм, способных при этом сохранять заряд в течение 50 лет.
Созданная китайской компанией Betavolt Technology еще в начале 2024 года ядерная батарейка BV100 в эти дни, согласно сообщениям СМИ, в частности, Hi-Tech Mail, уже запускается в серийное производство.
Напомним для тех, кто читает об этом впервые: BV100 основана на радиоактивном изотопе никель-63 и полностью безопасна с точки зрения радиоактивности, ибо распадается он в течение 100 лет на «нефонящие» и не выделяющие тепло составляющие в виде стабильной меди.
При общей мощности 100 микроватт батарейка BV100 (в текущем ее массовом варианте изготовления) вырабатывает напряжение в 3 В и обладает плотностью энергии, в 10 раз превышающей литий-ионные аналоги.
Немало удивляют и рабочие температуры аккумулятора. Ядерный источник питания способен штатно работать в температурных режимах от минус 60 до плюс 120 градусов Цельсия, то есть во всех существующих на планете аномалиях, что, кстати, делает BV100 незаменимым помощником для работающих в таких условиях людей и приборов. До конца текущего года производитель обещает выпустить модификацию BV100 мощностью 1 ватт.
Не является большим секретом, что технологию источников питания на радиоактивном изотопе никель-63 еще несколько лет назад разработала группа российских ученых из Института лазерных и плазменных технологий (ЛаПлаз, входит в Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ) под руководством Петра Борисюка. Причем работы в этом направлении велись в открытом режиме, в том числе с публикациями в авторитетном англоязычном журнале Applied Physics Letters.
Другой вопрос: почему идея ученых МИФИ до сих пор не воплотилась в жизнь? Впрочем, и на сей счет больших секретов Россия не держит. Одним из ключевых препятствий к внедрению этой технологии явилась цена никеля-63 - еще несколько лет назад она составляла более чем 200 млн рублей за 100 г. Иными словами, одна батарейка, эквивалентная анонсированному китайскому аналогу, стоила бы не менее 200 тысяч рублей. Хотя для некоторых сфер применения - прежде всего в аэрокосмической отрасли и инновационных беспилотниках - такая цена не может служить ограничивающим фактором. Не так ли, уважаемые читатели?