В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Иннокентия Жукова, зачинателя пионерского движения.
Создание пионерии, в рядах которой состояли, пожалуй, все, «рожденные в СССР», обычно связывают с именем супруги вождя мирового пролетариата Надежды Крупской. В 1921 году она первой высказала идею детских коммунистических отрядов по типу скаутских.
Но мало кто помнит, что и своим именем, и всей атрибутикой, и легендарным девизом «Будь готов!» - «Всегда готов!» пионерия обязана Иннокентию Жукову (1875-1948), педагогу-новатору и талантливому скульптору-самоучке, чьими работами восхищался даже Огюст Роден.
Еще раз: благодаря Жукову советские пионеры (этот термин он предложил вместо старорежимного «скаут») обзавелись узнаваемым кличем, красным галстуком, традицией вечерних костров и прочими символами на многие десятилетия вперед.
Иннокентий Жуков родился в Забайкалье в многодетной семье титулярного советника Николая Жукова. У него было семь братьев и сестер. Он и сам потом станет многодетным отцом. Вот откуда его увлечение педагогикой и неуемное желание придумывать игры в следопытов и разведчиков.
До наших дней дошли сведения о его школьных проказах - он учился в Читинской гимназии. «Разбил стекло, открыл форточку в морозный день, не вычистил сапог, подводил отметку преподавателя», - цитирует записи из сохранившегося классного журнала профессор, доктор педагогических наук Ирина Руденко.
В старших классах гимназист Жуков подрабатывает частными уроками, сочиняет стихи, рисует, пишет заметки в школьный журнал. Тогда же обнаруживает и удивительные способности к лепке: «Мял в руках кусок глины, который неожиданно превратился в улыбающееся лицо».
Скаутами Иннокентий Жуков заинтересовался в 1913-1914 годах, когда учился скульптуре в Европе. Вернувшись на родину, он жил уже в столице, присоединился к организаторам скаутского движения в России, написал несколько пособий, редактировал тематические журналы и даже получил звание «Старший друг скаутов».
После революции 1917 года от скаутского движения в России отказались как от буржуазного наследия. Но Иннокентий Жуков сумел убедить власть, что главные принципы скаутизма отлично работают и в новых условиях.
«Помощь близким. Подача первой помощи (перевязка). Помощь на пожаре. Умение развести костер. Зашивание одежды. Запоминание следов. Определение сторон света по солнцу, компасу и часам. Гимнастика. Чистота зубов, рук и костюма. Вежливость скаута дома и на улице» - так Иннокентий Жуков излагает краткую программу обучения скаутов в 1918 году. Слово «скаут», то есть разведчик, поясняет он, следует понимать в смысле «пионер культуры», «юный рыцарь».
Считается, что именно Жуков придумал для русских скаутов девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», а также предложил символ в виде костра. В 1922 году все это трансформируется в пионерские атрибуты. Не забудут и про скаутский шейный платок. Для пионеров выберут, естественно, красный цвет.
В 1918 году, когда вышло в свет «Руководство по скаутингу» Иннокентия Жукова, в разгаре была Гражданская война. Восстания, великое переселение народов, кровь, смерть, голод... По мнению Жукова, только организованное детское движение могло спасти тысячи мальчишек и девчонок от морального разложения.
Иннокентий Жуков называл подростков особым народом, рассеянным по всей планете. И без устали придумывал игры, учившие мальчиков и девочек простым истинам: любить свою родину, изучать природу. Несколько лет, проведенных в родном Забайкалье, он преподавал, организовывал скаутские отряды, проводил летние лагеря, ставил спектакли, читал лекции. Там Жуков придумал уникальный детский проект «Экспедиционный корпус» по изучению Забайкальского края с участием сотен ребят 10-14 лет. Отряды юных разведчиков, охотников, ботаников, поваров после двухгодичного обучения должны были пройти пешком по всему Забайкалью. Но помешала интервенция.
Вспомните эпизод из повести Анатолия Рыбакова «Кортик» о приключениях трех друзей Миши, Генки и Славки в 1920-х годах. Скауты там высмеиваются. Они «буржуйские подлипалы», «стоят за какого-то английского генерала» (основатель скаутского движения, британский военачальник Баден-Пауэлл. - Ред.). Главным героям крепко достается, когда пионеры по ошибке принимают их за скаутских разведчиков, намеревающихся выкрасть знамя.
А биография у Жукова по советским меркам была сомнительной: из семьи царского чиновника, идеолог скаутизма, которому покровительствовал лично Николай II. Жукову повезло с единомышленниками. Один из них, нарком просвещения Анатолий Луначарский, высоко ценил талант Жукова-скульптора и поддерживал его.
Они познакомились в 1912 году в Париже, куда российский самоучка поехал учиться скульптуре к самому Огюсту Родену, автору знаменитого «Мыслителя». Но художник отказал ему с неожиданным комплиментом: «У вас слишком большая индивидуальность, и вы потратили бы много времени напрасно в борьбе с другой индивидуальностью. Пусть вашим мэтром будет сама природа». Пришлось брать в наставники ученика прославленного француза.
А будущий нарком просвещения, революционер, марксист в то время писал в европейские газеты, читал лекции о французском искусстве для русской революционной эмиграции и вел кружок пролетарской культуры.
На протяжении всей жизни Иннокентию Жукову удавалось совмещать две страсти своей жизни - скульптуру и педагогику. Надо сказать, что узнать руку Жукова-скульптора чрезвычайно легко. Его персонажи смеются, плачут, грустят, мечтают, обижаются, пугаются. «Экспрессивная лепка» - так Жуков называл свою манеру.
Он пояснял, что при лепке с натуры нетрудно усадить натурщика в нужную позу, передающую какое-либо душевное переживание. Но как передать саму эмоцию? Оказывается, все эмоции скульптор детально изучал, глядя на себя в зеркало...
«Изобразите мимическое движение удивления в зеркале и запишите в тетради ваши наблюдения. Обратите внимание, что при удивлении нижняя челюсть имеет стремление несколько отвиснуть и приоткрыть рот, что иногда и бывает», - пишет он в пособии.
Под стать экспрессивным лицам и ироничные названия работ: «Назюзюкался Карл Иванович», «Мамка меня в пионеры не отпускает», «Деревенская ехидна на кинопередвижке», «Федул губы надул».
За всю жизнь Жуков успел создать около тысячи скульптур. Они украшали парки и скверы по всей стране. Мастер снискал народную любовь благодаря фотооткрыткам с его скульптурами - их печатали большими тиражами, и люди охотно их покупали.
Последние 20 лет жизни Жуков прожил в Москве. Приехал из Забайкалья в 1922 году и преподавал географию в школах Бауманского района. По воспоминаниям коллег, он умел превратить изучение географии в увлекательную игру: «Какие города вкусны по своему названию? Какие реки никуда не впадают? Из начальных букв каких городов можно составить слово «ласточка»?» Он буквально фонтанировал идеями.
Иннокентий Жуков - автор педагогических трудов, детских книг, популярных в 1920-1930-х годах. Он успевал вести обширную переписку с молодыми педагогами, обращавшимися к нему за советами. Его скульптурными работами восхищались Лев Толстой, Илья Репин, Сергей Коненков, Огюст Роден. Во время Великой Отечественной войны Иннокентий Жуков придумал свой способ поддерживать боевой дух красноармейцев. Он вырезал из дерева курительные трубки с сатирическими скульптурными изображениями и отправлял их на фронт. А бойцы в ответ присылали ему письма с благодарностями.
Похоронен Иннокентий Жуков на Введенском кладбище.
Вера Туркина
Фото: Социальные сети.