В Госдуме на Охотном Ряду введен новый, особо охраняемый режим «работы».
Аккредитованной прессе запрещено пользоваться фотокамерами в зале заседаний. Это сделано для того, чтобы естественный покой и досуг депутатов на рабочих местах ничто не нарушало.
Представители СМИ больше не имеют права снимать пленарные заседания с балкона. Говоря проще, народ, на чьи деньги существуют депутаты, больше не должен видеть, чем на самом деле занимаются его избранные представители. Причина нововведения, как сообщил один из участников думского пула, - «ловкие кадры фотокорреспондентов в неловких для депутатов ситуациях». Особенно обидно парламентариям стало после съемок первых постновогодних заседаний 13 и 14 января. Как отметил журналист Александр Юнашев, «некоторым депутатам не понравилось, как они получились на снимках».
Многие помнят эти кадры: один спит, другой играет в телефоне, третий увлеченно листает каталог с куртками за 100 тысяч рублей. Видимо, «борется с контрафактом». Эти и другие опубликованные фото стали последней каплей депутатского терпения. Теперь съемку в зале будет вести имеющий допуск в зал заседаний штатный фотограф Госдумы. А на балкон пустят только операторов Первого канала, ВГТРК и канала «Дума ТВ». Уж они-то знают, как снять трудовой подвиг депутата, чтобы даже тень от зевка не попала в кадр.
Похоже, у коллективного депутатского разума стремительно развивается плюрализм в отдельно взятой голове. Или, если угодно, главе. Спикер Госдумы Вячеслав Володин не далее как в прошлом октябре лично похвалил думских фотокорреспондентов за то, что они «не дают депутатам дремать в прямом и переносном смысле». А уже в январе 2026 года обвинил тех же самых людей в «подглядывании» и «неправильном свете», назвав это «не мужским поступком». Вместо того чтобы поинтересоваться у коллег, почему те законотворчеству предпочитают дуракаваляние, сон, видеоигры или онлайн-шопинг, спикер обрушился на прессу: «Вы хотите, чтобы в парламенте росла политическая культура, а сами замерзли в 90-х или даже в конце 80-х. Вы сначала перестройте себя, а потом уже оценивайте других».
Вот только отличие депутатов от представителей СМИ в том, что последние не живут за счет казны, если, конечно, не работают в государственных масс-медиа. И получают зарплату за то, что фиксируют реальность, какой бы она ни была. В законе о СМИ это обозначено так - «выполняют общественный долг».
А депутатам за зарплаты 500 тысяч рублей плюс премии, плюс служебные машины, плюс помощники - опять же за казенный счет - можно было бы и поднапрячься. И не просто «выглядеть достойно» на фото, а реально работать на тех, кто тебя избрал. Не ковырять в носу, не листать товары на маркетплейсах и не клевать носом под доклады о бедности и инфляции, а решать проблемы избирателей. А вместо этого - обида. На правду, которая вдруг стала для издателей законов личным оскорблением. Кстати, а помнят ли они, что публичность - естественное и обязательное условие их службы?
Любопытный казус: жалобы на то, что их показывают «не в том свете», исходят как раз от тех депутатов, что неустанно вещают о «прямой связи с народом», о «прозрачности власти» и об «открытости парламента». Почему же, декларируя доверие и открытость, «всенародно избранные» не выносят, когда за ними наблюдают, и отгораживаются от тех, кто их выбирал? Сначала засекретили свои доходы. Теперь запретили профессионалам направлять на себя длиннофокусные объективы. Чего боятся-то? Что народ увидит, как они «работают»? Что думца будут сравнивать с учительницей, которая встает в шесть утра, едет на работу в промерзшей маршрутке и должна быть во всем примером? И при этом она может быть уволена в два счета за фото в купальнике на море. В то время как холеный депутат позволяет себе дремать в зале заседаний, не опасаясь ни последствий, ни лишних вопросов.
К сожалению, депутаты всех уровней давно превратились в обычных чиновников, главная задача которых показать участок своей ответственности в нужном ракурсе, даже если там конь не валялся, и самому выглядеть красиво. Когда-то это называлось показухой. Не худо бы об этом помнить электорату накануне выборов в Госдуму осенью нынешнего года.
Елена Хакимова
Фото: ZUMA/ТАСС