В конце мая на Кубани старшеклассник, возвращаясь домой из школы, провалился в образовавшуюся в деревянном мосту дыру и упал в реку Челбас. К счастью, на берег он сумел выбраться сам.
Прокурорские работники выяснили, что мост был построен жителями самовольно. Эка новость! Чай, не один год стоял, даже прогнить успел. Местные власти так и не потрудились построить переправу там, где она нужнее всего. Вместо этого администрация Старолеушковского сельского поселения «неоднократно информировала население об аварийности старого моста и опасности его использования». Узнаете почерк?
Разваливающихся под ногами мостов в России, по данным Росавтодора, более 4 тысяч. Каждый из них может рухнуть в любой момент.
В Алтайском крае чиновники отказались восстанавливать обрушившийся мост, который соединял жителей села Загайнова с миром. До этого селяне просили мост отремонтировать, в крайнем случае - заменить. Ведь без моста ни скорая в село проехать не может, ни сами жители - выбраться в магазин или в аптеку.
Правительство края вместо моста пообещало землякам отсыпать объездную дорогу протяженностью 2,8 км к соседнему мосту, который вполне может ожидать та же участь. Прошлой осенью поверх гнилого основания рокового моста просто настелили деревянные доски. А уже весной он рухнул.
В Курганской области все запросы к властям на ремонт ветхого гнилого моста привели лишь... к покраске перил. Этой весной в Свердловской области паводок вывел из строя семь мостов. И они тоже связывали села с внешним миром.
Самым опасным в России называют мост через реку Витим, который соединяет Бурятию и Забайкалье. Он собран из шпал, стоит без перил. Мост был построен еще в 80-х годах для строителей БАМа как временная переправа. Люди пользуются этой переправой на свой страх и риск, хотя прокуратура запретила ступать на него еще в 2016 году. Но как отвезти роженицу или пенсионера в больницу? Отмахать крюк в 300 верст? Строить новый мост власти не собираются: где выкроить 1,5 млрд рублей?
Некий резон у чиновников есть: зачем тратить огромные средства на постройку или ремонт мостов к поселению, где в живых остались 10-20 человек. Но тогда будьте добры переселить этих людей в райцентр. Почему они брошены выживать без доступа к магазинам и медпомощи?
Дорогие технологии и материалы? Значит, нужно дать госзадание на разработку типовых проектов мостов, на поиск и отработку дешевых технологий.
Чтобы отремонтировать все аварийные мосты в России, по оценкам Росавтодора, нужны 400 млрд рублей. Где взять? Сенатор от Амурской области Иван Абрамов предложил Минтрансу разделить финансирование: дороги отдельно, мосты отдельно. Регионам зачастую важнее отремонтировать плохие дороги, чем возиться с переправами.
Понятно одно: ветхим мостам России давно нужна реконструкция. Советский запас прочности исчерпан. Иначе отток в город из деревень не остановить.
Олег Павлов
Фото: LEGION-MEDIA