Грамматический ляп в описании сцены актер Антон Хабаров счел за показатель общего уровня того, что ему предлагают сыграть, и отказался от роли в сериале... Хотя выбор невелик. В киномире давно сетуют на низкое качество сценариев.
Действительно, правильно было бы написать «сажает». Слово «садит» допустимо (и то с натяжкой) лишь в разговорной лексике и только если речь идет о посадке картошки. Всего одно неправильное слово! И актер-грамотей отказался от роли. Поклонники в комментариях шутят: «Бабосов сколько обещали? Если много, могу за него садить Свету куда скажут»; «И я согласен. Света - не слишком упитанная?»; «Зря отказался. Нормальные же отношения: Игорь Свету сначала сАдит, потом будет лОжить!»; «Вспомнила сразу советский фильм «Доживем до понедельника»: «Я им говорю - не ложьте, а они - ложат!»...
- С грамотностью у сценаристов просто беда, - считает режиссер Павел Дроздов. - Многие прикрываются: мол, язык «живой», современный, изменчивый. Но они прикрывают свою неграмотность. Вместо того, чтобы учиться правильно и красиво говорить. Грустно...
Но если бы дело было только в грамотности. Претензий к сценаристам в принципе много. И высказываются они самыми разными участниками кинопроцесса.
- У нас действительно катастрофа со сценариями, - говорит режиссер и продюсер Валерий Тодоровский. - Индустрия уперлась в некий потолок. Катастрофический недостаток людей, способных качественно писать.
- У нас жесточайший сценарный кризис, - подтверждает гендиректор Первого канала Константин Эрнст. - Идеи есть, есть деньги, но никто не может написать.
- Сценарный и сюжетный кризис существует, - вторит ему актриса Юлия Снигирь. - Недаром многие сериалы повторяют друг друга. В производстве полнометражек та же ситуация. Хорошие сценарии в кино - большая редкость.
Константин Хабенский уверен, что вся загвоздка в продюсерах, которые очень торопятся:
- Большая проблема нашего кино в том, что создатели стремятся как можно скорее освоить бюджет. Можно было додумать и переписать сценарий - и финал, и начало, и многое в середине.
Мы попросили ответить на все эти нападки сценариста Сергея Богданова. И вот что он сказал:
- Насчет грамматических ошибок... Обычно сценарии вычитываются и переписываются десятки раз во время разных этапов производства фильма или сериала. Наличие ошибки говорит, скорее всего, о невнимательности авторов и редакторов. Они могут что-то и пропустить. Поскольку когда читаешь один и тот же текст много раз, глаз замыливается.
Тем не менее стоит отметить, что за последние 10 лет уровень российского кино в целом и сценаристики в частности сделал огромный скачок вперед. Появились сотни сериалов мирового уровня и десятки фильмов, которые собирают в прокате больше миллиарда рублей. При этом качественных сценаристов - да, не хватает. И это комплексный вопрос. Его не решить просто открытием киношкол. Сценаристов нужно растить. Давать им ошибаться, давать возможность работать в крупных проектах под надзором более опытных коллег и редакторов. В среднем развитие сценариста от новичка до крепкого автора занимает пять лет. Но проблема в том, что никто из продюсеров не готов давать такое время. Потому что кино — это большие деньги и большой бизнес.
Лидия Мезина
Фото: LEGION-MEDIA