В Москве закончился четвёртый фестиваль авторского кино «Зимний». Это последний крупный смотр, завершающий фестивальный сезон.
Придуманный в 2022 году, «Зимний» поначалу дарил радость от встречи с серьёзными авторскими картинами. И на этот раз совсем без хорошего кино не обошлось. Главным победителем конкурса стал триллер «Цинга» с Никитой Ефремовым, получивший сразу три награды жюри под председательством Александра Велединского: главный приз, приз за лучший сценарий и приз за лучшую мужскую роль.
...Август 1991 года. До ямальских чумов доходит слабый радиосигнал: сначала — тревожные обрывки новостей о танках в Москве, затем повторяющееся «Лебединое озеро». В это время пожилой священник Пётр (Дмитрий Поднозов) и его послушник Фёдор (Никита Ефремов) путешествуют на моторной лодке между стойбищами оленеводов. Фёдор снимает на тяжёлую -VHS видеокамеру репортажи о крещении коми, упрекает батюшку за мягкость по отношению к языческим обычаям и с заметным рвением заявляет о собственном призвании стать чёрноризцем. Когда Пётр поручает ему самостоятельно убедить одну из семей оленеводов надеть кресты, обещая помочь с дальнейшим пострижением, ситуация быстро выходит из-под контроля. Контакт с чужой средой, живущей по своим законам, и ухудшающееся физическое состояние героя превращают эту миссию в серьёзное испытание веры и личных убеждений Фёдора.
Приз за лучшую режиссуру получил фильм Савелия Осадчего «Мальчик-птица».
Главный герой картины, восемнадцатилетний Ваня (Денис Хохрин), — выпускник детдома, с трудом вписывающийся в обыденную действительность. Его высокий голос становится поводом для постоянных насмешек. После выпуска в его жизни появляется биологический отец (Максим Щёголев), давно устроивший новую семью, но разговоры о «настоящей мужественности» и агрессивные поучения лишь усугубляют привычное давление. В попытке вырваться Ваня устраивается работать на завод и часами бродит по зимнему городу, не находя себе места. Однажды случай с залетевшим в квартиру попугаем, где живёт Ваня с семьёй отца, знакомит его с соседкой Светой (Елизавета Струнина), поющей в церковном хоре. Света относится к Ване без насмешки и убеждает его, что его особенность — не проклятие, а божий дар. 24-летний режиссёр Савелий Осадчий — ученик Ивана И. Твердовского в НИУ ВШЭ. Влияние мастера видно невооружённым глазом. Тема «униженных и оскорблённых» дана в виде явных и прямолинейных метафор — самая основная — это герой Ваня с его необычным голосом и светлыми волосами, выделяющийся на фоне остальных как белая ворона, изгой, вынужденный терпеть унижения и приспосабливаться к агрессивной окружающей среде или прозябать на задворках общества. Фильм тяготеет к притче, где метафоры считываются без труда, а режиссёрский язык не предполагает сложных полутонов. При этом «Мальчик-птица» завоёвывает симпатию искренностью и внимательным, сочувственным отношением к своему герою
Фильм «Холодное сердце» Владимира Котта также не остался без наград. Современная адаптация пьесы А. Островского «Снегурочка» с неузнаваемо переосмысленными персонажами, где лишь дочь Деда Мороза и Весны-Красны, кажется, остаётся прежней: не способной на чувства, но обречённой влюблять в себя всех мужчин вокруг. Именно за роль Снегурочки Маша Кошина была удостоена приза в номинации «Лучшая женская роль». Награду вручил Денис Власенко, известный по фильмам «Подбросы» и «Хаппи-энд», отметив, что жюри приняло решение единогласно и без споров.
Специальный приз социальной сети «ВКонтакте» был присуждён фильму режиссера Анара Аббасова и продюсера и сценариста Алекса Шахбазяна «Пастбища богов». Группа обеспеченных московских туристов отправляется на охоту в горы Памира. Их проводником становится местный юноша (Сухраб Хайлобеков), который обычно отказывается сопровождать охотников, но из-за финансовых обстоятельств вынужден взять с собой группу. Уже на маршруте между участниками поездки вспыхивают старые конфликты, а противостояние быстро выходит за рамки бытовых разногласий, вовлекая силы, укоренённые в древней мифологии региона.
Фильм начинается как история столкновения двух миров, но постепенно смещается в сторону жанрового триллера. Здесь есть экшен, нарастающее напряжение, борьба со стихией и друг с другом на фоне эффектных горных ландшафтов. При всей прямолинейности и заметной компьютерности отдельных моментов «Пастбища богов» смотрятся динамично и удерживают внимание зрителя, подводя напрашивающуюся антитезу: «Зимний» — это не только фестиваль авторского кино, но и добротного среднебюджетного мейнстрима».
Андрей Князев,
Алексей Вишец.
Фото А. Фаттяхутдинова.