Подмечено: многие новые проекты поразительно похожи на какие-нибудь старые, уже обкатанные. Сюжет, образы героев, отдельные эпизоды, юмор, антураж... Иногда даже название похоже!
- Мне тут прислали текст для проб: сижу, читаю и постоянно ловлю себя на мысли, что где-то я все это уже видел, - рассказывает актер и блогер Сергей Марочкин. - Какие-то сцены и диалоги откровенно скопированы из других фильмов, какие-то - отдаленно напоминают. Герои тоже явно позаимствованы. И такое чувство у меня возникает постоянно. Режиссеры любят цитировать, опираться или вдохновляться другими творениями, ссылаться на них или копировать с разной степенью добавления своего. Конечно, иногда отсылки и вдохновение другим материалом уместны и необходимы, но чаще режиссер надеется, что зритель ничего не заметит, и старается чужое выдать за свое.
И действительно... Создатели сериала «Няня Оксана» еще до премьеры настаивали на том, что это эксклюзивное творение и не надо искать никаких параллелей с «Моей прекрасной няней». Хотя эти параллели просто бросаются в глаза. Завязка и базовый конфликт - одни и те же: провинциальная девушка попадает в дом богатого бизнесмена-вдовца в качестве няни, легко находит общий язык с детьми и покоряет сердце хозяина. Второстепенные персонажи и комические ситуации очень близки. И даже исполнительница роли няни Оксаны Олеся Иванченко внешне похожа на Анастасию Заворотнюк!
А иногда авторы конкретного проекта копируют сами у себя. Например, успех сериала «Полицейский с Рублевки» решили продублировать, создав приквел «Милиционер с Рублевки». Но в итоге получилась не предыстория, а абсолютный клон. Весь сеттинг - место, персонажи, атмосфера, окружение главных героев - один в один. Сюжетные штрихи явно повторяются. Построение сцен идентичное. Просто «весь тот мир» из первого сериала перенесли целиком во второй, поместив его в другую хронологию. И все.
Иногда клонирование выходит из-под контроля. Так произошло с сериалом «Содержанки», у которого появилась целая цепочка копий - «Чики», «Бывшие» и т. д. Все это абсолютно одинаковые секс-драмы с интригами, манипуляциями и картинками богатого быта. Настроение и архетипы героинь похожи. Сюжетные повороты и набор сцен неотличимы. Или возьмем, к примеру, пачку психологических триллеров, размножившихся после успеха сериала «Метод». Его копии - «Триггер», «Медиатор», «Калимба», «Трасса»... Этот штамповочный станок, кажется, никогда не остановится. Почему он заработал на всю мощь - из-за кризиса идей?
- Я думаю, что нет никакого кризиса идей, - рассуждает Сергей Марочкин. - Есть продюсерские ловушки. Новое — это всегда риск, ведь неизвестно, как на это отреагирует зритель. А искусство сейчас — это в первую очередь бизнес. Поэтому продюсеры берут успешное, чуть видоизменяют и стараются попасть в зрителя повторно. И это работает. Продается - и это причина, почему так мало нового.
- Схожесть российских сериалов объясняется особенностями индустрии, - говорит продюсер Алексей Квитков. - Бюджеты ограничены. А значит, снимать надо быстро. Копирование ускоряет производство. Да и телеканалы диктуют свои требования: им нужны проверенные жанры, стандартный хронометраж и «безопасный» контент (без запрещенных сцен насилия, пропаганды ЛГБТ и т. п.). Это снижает риски. Еще такой момент: внимание зрителя можно зацепить примерно в первые 10 минут просмотра. И лучший крючок для этого - знакомые конфликты и типы героев. Ну и дефицит толковых сценаристов имеет место. Большинство авторов предпочитает использовать готовые сценарные конструкции. Это быстро и надежно. Ломать голову над чем-то оригинальным просто невыгодно. А если не одобрят? Переписывать, что ли?
Лидия Мерзина
Фото: START,
ПЕРВЫЙ КАНАЛ, ТНТ