Документальный фильм, снятый телеканалом «Спас», вызвал громкий скандал.
Гендиректора канала Бориса Корчевникова и автора фильма Андрея Афанасьева обвиняют даже... в работе на британскую разведку!
Проект «Мумия» в анонсах «Спаса» представлен как «первый фильм, посвященный истории мавзолея и его оккультным корням», который «раскрывает технологию и смысл мумификации»; «представляет личность, дела и обстоятельства смерти непогребенного в мавзолее»; «напоминает дискуссию о его наследии и о размещении мавзолея на Красной площади Москвы». Фильм сначала показали на канале «Спас», а сейчас возят по городам и весям страны, прокатывая в ДК, конференц-залах и т. д. Чем дольше возят - тем больше копий ломается вокруг него.
Бориса Корчевникова как медиаменеджера можно вроде бы похвалить. Тему выбрал острую, она всегда вызывала ожесточенные споры. И момент для показа тоже в точку: мавзолей собираются закрыть на два года на реконструкцию. Из-за этого к нему собираются громадные очереди из желающих оказаться внутри, пока еще есть такая возможность. И вот тут появляется «Мумия»! Отличный ход с точки зрения продюсирования проекта. Скандал, а через него повышенное внимание к фильму обеспечено. Даже те, кто не собирался это смотреть, посмотрели. Многие высказались. И высказывания в основном негативные. Претензий несколько.
Во-первых, провокационное название. Для части граждан, причем не только коммунистов, но и просто тех, кто чтит историю советского периода, само слово «мумия» в отношении Ленина режет слух и взор.
Во-вторых, спекуляция на теме «оккультных корней мавзолея». Авторы фильма и масонов притянули, и ритуальные практики Древнего Египта и Месопотамии.
В-третьих, трактовка мавзолея как культового сооружения и объекта духовных смыслов тоже выглядит спекуляцией и противоречит выводам религиоведов.
Еще одну претензию к фильму первыми сформулировали коммунисты Саратовской области в своем официальном обращении на имя президента и патриарха. Они считают, что фильм содержит «нападки на историю страны», может «подорвать основы российской государственности» и выступает «не в интересах консолидации общества». Удивительно, но коммунистов поддержали и некоторые представители духовенства.
Так, протодиакон Владимир Василик заявил: «Я не являюсь поклонником Ленина. Однако, когда на днях смотрел фильм «Мумия», в голове моей неотступно звучали два изречения из Священного Писания: «Суета сует! - сказал Екклесиаст. - Суета сует, все суета!» И из Нового Завета: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Так вот хочется спросить: чем согрешили уважаемые создатели фильма или их родители, что они являются духовно слепыми? Потому что только духовно слепой человек сейчас мог создавать, а тем более выпускать подобный фильм».
Историк Евгений Спицын назвал проект «мерзопакостным» и объяснил почему: «Фильм этот посвящен помоям и горам лжи, которые авторы этого фильма адресовали Владимиру Ленину. Они никак не могут успокоиться, они уже не первый десяток лет носятся с идеей перезахоронения тела Ленина и уже потеряли всякий стыд и совесть в выдумывании новых лживых фальсифицированных так называемых фактов. Канал «Спас» по сути дела является откровенным провокатором и своими совершенно бездумными заявлениями, своей работой провоцирует раскол в нашем обществе, который сейчас для нас является смертельной угрозой».
Дело дошло до того, что политолог Дмитрий Роде назвал фильм «политической акцией», организованной по указке... британских спецслужб: «Российский олигарх, который спонсировал эту акцию, получил заказ из Лондона - расколоть российское общество по линии идеологического противостояния сторонников и противников захоронения. Указание британских заказчиков олигарх получил и исполнил от всей души, ведь значительная часть его капиталов хранится в банках Лондона, там же живет и его дочь со своим мужем».
В общем, «Спас» открыл ящик Пандоры, который попытался закрыть историк Егор Яковлев, автор и преподаватель курса «Историческая журналистика» в СПбГУ. Он отметил, что фильм «Мумия» настолько примитивный, что к нему нельзя относиться серьезно: «Это очень плохо именно как журналистика. В фильме сделаны все возможные журналистские ошибки, которые профессионал делать не должен: фальсифицируются цитаты Ленина; отсутствует фактчекинг; мракобесная и кондовая конспирология о масонстве Ленина и мавзолее как мистической постройке выдается за историческую истину; передергиваются факты; тема заявлена как дискуссионная, но эксперты излагают лишь одну точку зрения».
Но получается, что на этом слабом, непрофессиональном материале все равно возникло вулканическое бурление. Это значит, что точку выбрали болевую. Может быть, действительно не надо было ее трогать?..
Лидия Мезина
Фото: «СПАС»