сегодня в 12:07

Сериалы под копирку

На СТС ожидается премьера сериала «Миллиард проблем». И его сценарий будто списали со сценария другого сериала, который показывали пять лет назад на канале «Россия 1»...

«Миллиард проблем» — это история семьи Калачевых, у которых, как сказано в анонсе, «каждый рубль на счету». Но однажды глава семьи выигрывает в лотерею 1 миллиард рублей! «Казалось бы, теперь все проблемы решены: семья может позволить себе все, о чем раньше даже не мечтала. Но большие деньги приносят не только радость, но и серьезные испытания».

Сюжет интригует? Нет. Потому что все это уже было в другом сериале «В шаге от рая», показ которого состоялся в марте 2020-го. Там даже анонс похожий: «Это история самой обычной семьи Потаповых. Члены семьи не могут себе позволить многого из того, о чем втайне мечтают. Но однажды Потаповы выигрывают в лотерею неприличную сумму денег...» И далее все развивается как в «Миллиарде проблем»: большие деньги приносят и большие испытания. Сценарий нового сериала СТС как будто списан со старого. Из принципиальных отличий только жанр: «Миллиард проблем» сделан в комедийном ключе, а «В шаге от рая» обозначен как криминальная мелодрама.

И это не единственный такой случай! По очень похожим сценариям сняты «Инспектор Гаврилов» (премьера в 2024-м на СТС) и «Чужой» (был показан в 2021-м на Первом). Оба проекта легко можно представить одним описанием: человек, которого собираются упечь в тюрьму, вынужден бежать из Москвы. При этом ему подворачивается возможность выдать себя за полицейского в провинциальном городке (в первом случае в Сибири, во втором - в Карелии). Ну и приходится приспосабливаться под новые реалии... И в том и в другом сериале по следу главного героя идут наемные убийцы; у него возникает любовная история с матерью-одиночкой... Более того, присваивая себе новую личность, герои обоих проектов даже проблему с документами решают одинаково! Различие опять же только жанровое: «Инспектор Гаврилов» — это комедия с Виктором Добронравовым в главной роли, а «Чужой» - криминальная драма с Кириллом Плетневым.

Еще целый выводок сериальных клонов вырос из сюжета, где муж нарушил закон, а его вину берет на себя жена. Она отправляется за решетку и потом узнает, что любимый по ней не скучает: уехал с любовницей за границу или женился на юной красотке. А героине после освобождения приходится с нуля отстраивать свою жизнь... Классический пример такой многосерийной мелодрамы - «Всегда говори «всегда» с Марией Порошиной. Но тот же сюжет лежит в основе сериалов «Рыжик», «Кафе на Садовой», «Испытание» и «Двойная ложь».

Существует еще несколько схем, по которым пишутся сценарии сериалов как под копирку. Но почему так происходит?

Режиссер Валерий Девятилов («И шарик вернется», «Гибель империи») объясняет, что телеканалы часто берут в разработку сюжет уже существующего сериала, который показал высокие рейтинги. Повторение успеха в этом случае почти гарантировано. То есть дело не в отсутствии фантазии у сценаристов. Просто сценаристы свою фантазию проявить не могут из-за страха телеканалов, что проект не выстрелит. Им приходится копировать уже проверенное и успешное.

- Одинаковые проекты штампуются потому, что так проще украсть деньги, - считает Станислав Садальский. - В советское время была установка: снять хороший фильм и заработать на нем. Фильмам присваивалась категория, в зависимости от которой он получал доход. Сейчас нет никаких категорий. И за качеством в принципе никто не гонится. А зачем? Зарабатывают в процессе производства, а не после него. Теперь установка - освоить деньги, выделенные на съемки. И в этом случае выгодно скопировать чужое, а не тратиться на создание своего. Никого не интересует, что в итоге получится. В том числе и потому, что у нас нет отчислений за фильм его создателям. Если фильм или сериал успешный, то и отчисления больше. Нет этого! А на Западе, например, есть. Дина Дурбин только в одной успешной картине снялась - «Сестра его дворецкого». И всю жизнь жила на отчисления от этого фильма. Да и в советском кинематографе те же сценаристы, например, получали отчисления. Сейчас ни сценаристы, ни актеры после съемок ничего не получают. Так выстроилась система, что урвать можно только в процессе. Поэтому в современной киноиндустрии все так и происходит.

Лидия Мезина

Фото: ПЕРВЫЙ КАНАЛ,

СТС

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ