Это интересно
1929 | 0

История «Тетрис»: Камень на камень, кирпич на кирпич...

История «Тетрис»: Камень на камень, кирпич на кирпич...
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Что такое «Тетрис», знает даже начинающий геймер, будь он ребенком или взрослым. 

Скажите, кто из вас с упоением не гонял по экрану разноцветные кубики, переворачивая их так и эдак и укладывая ровными рядами, словно одержимый выполнением плана каменщик?

«Тетрис» - это классика, это легенда компьютерных игр, имеющая довольно интересную историю.

Начнем с того, что день рождения «Тетриса» приходится на 18 июля 1985 года. Тогда, 32 года назад, мир увидел первое электронное устройство с названием «Тетрис». А изобретателем этой простой до гениальности игры стал никому не известный советский программист Алексей Пажитнов, выпускник Московского авиационного института, работавший в Вычислительном центре при Академии наук СССР.

Вместе с коллегами он бился над проблемой создания искусственного интеллекта, занимался компьютерной графикой и ни о каких тетрисах не помышлял. Искусственный интеллект не создан до сих пор, но «Тетрис» появился.

Сначала, еще в 1984 году, новая электронная забава предназначалась исключительно для компьютеров, и дискеты с ней Алексей и его приятели раздавали знакомым по работе. Игрушка увлекла всех. А чуть позднее, когда в продаже появились первые тетрис-гаджеты, детище Пажитнова покорило сначала Москву, потом страну, а вслед за ней и весь мир.

Счастливая идея «Тетриса» пришла в голову Алексея не просто так. За основу была взята американская головоломка Pentomino Puzzle, придуманная математиком Соломоном Голомбом. Она состояла из пяти квадратов (пентомино - от греческого «пента» - пять) и ставила задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры.

Пажитнов поначалу намеревался создать компьютерную версию «Пентомино», но в процессе работы усложнил игру: фигурки нужно было собирать в реальном времени, и они в процессе падения имели возможность переворачиваться.

Однако мощности компьютера «Электроника-60», на котором Алексей писал программу игры, было явно недостаточно для обработки движения пятиблочных фигурок, поэтому он сократил количество блоков до четырех, а игра первоначально получила название «Тетрамино» («тетра» по-гречески - четыре). Сокращенное название «Тетрис» прижилось чуть позже как производное от «тетрамино» и «теннис».

Итак, «Тетрис» завоевал любовь и признание в СССР, а затем вдруг эмигрировал за рубеж. Причиной тому стали неповоротливость советской бюрократической системы плюс пронырливость и наглость западных производителей электронных игр. В полулегальной борьбе за этот очень выгодный продукт переплелись интересы британской Mirrorsoft, американской Spectrum Holobyte и ряда других компаний.

А о Пажитнове как будто забыли, и только благодаря вездесущим журналистам CBS, жадным до громких новостей, мир узнал имя настоящего автора популярной игры. На глазах рождалась сенсация - первый игровой софт из-за железного занавеса!

Но особых дивидендов Алексей от этого не увидел. Только в 1996 году он начал получать первые, весьма скромные, отчисления от продаж своего изобретения.

Кстати, вслед за «Тетрисом» и сам изобретатель вскоре оказался за границей. В 1988 году при поддержке фирмы Bullet-Proof Software он организовал компанию Anima Tek и продолжил заниматься разработкой игрового программного обеспечения, но это продолжалось недолго, через три года вместе со своей фирмой программист переехал в США.

Впоследствии Алексей работал по игровой тематике в компании Microsoft, с которой расстался в 2005 году. В настоящее время программированием не занимается.

Но как бы ни складывалась судьба Алексея Пажитнова, слово «Тетрис» так и останется навсегда его вторым именем. А сама игра продолжает жить и развиваться, на смену квадратикам пришли треугольнички и цветные шарики, но суть ее остается прежней.

Похоже, «Тетрису» суждено быть вечным и абсолютным лидером среди всех компьютерных игр. Только за первые 20 лет его существования различные виды «Тетриса» разошлись по миру в чудовищно большом количестве - четверть миллиарда экземпляров. Ни одной электронной игре не удавалось даже приблизиться к столь высокой планке.

Валерий Мальчев.

EASTNEWS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.