Новости экономики и финансов
4894 | 0

Минфин хочет отобрать у пенсионеров 2,5 трлн рублей

Минфин хочет отобрать у пенсионеров 2,5 трлн рублей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На совещании у премьер-министра, состоявшемся на прошлой неделе, глава Минфина РФ Антон Силуанов предложил сократить социальные расходы на ближайшую трехлетку. Экономить собираются, в частности, на пенсиях.

Пенсионный вопрос перессорил членов правительства, «испортил» им мир и покой, как когда-то квартирный вопрос «испортил москвичей» в бессмертном романе Михаила Булгакова. «По разные стороны баррикады» оказались министр финансов Антон Силуанов и «социальный» вице-премьер Ольга Голодец. Министерство финансов предложило отказаться в ближайшие три года от индексации пенсий и социальных выплат на уровень инфляции. Не то чтобы совсем их не повышать, но, что называется, в час по чайной ложке: на 4-5% в год. Социальный блок правительства настаивает на индексации выплат по уровню фактической инфляции, вдвое превышающей предложение Минфина. В самом деле, в этом году пенсии выросли на 11,4% - по уровню фактической инфляции за прошлый год. К концу нынешнего, по оценкам Центробанка, инфляция составит около 11% (в марте превышала 17%). Главе Минфина не откажешь в упорстве, он уже сообщил, что правительство одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2016-2018 гг., представленные его ведомством, включая предложения по сокращению индексации пенсий и соцвыплат. В Минфине подсчитали, что эта мера позволит пополнить бюджет на 2,5 трлн рублей. Однако не сдается и Ольга Голодец. По ее словам, предложение Минфина об индексации социальных выплат на трехлетку с 2016 по 2018 год не окончательное. «На следующей неделе мы определимся с ситуацией. Мы будем последовательно отстаивать, конечно, индексацию в полном объеме», - заявила Ольга Голодец. Главный ее козырь в том, что инициатива Минфина противоречит пенсионному законодательству. Действительно, согласно части 6 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» (№400-ФЗ), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (выделено автором).

Пока в спор не вступила «тяжелая артиллерия». Ни премьер, ни президент еще не сформулировали свою позицию. Каков может быть исход? Думается, у Минфина шансы победить в «дуэли» с социальным блоком довольно высокие. Уж больно аппетитно выглядит цифра 2,5 трлн рублей. Например, этими деньгами можно покрыть дефицит бюджета нынешнего года, составляющий 796,6 млрд рублей. И еще останется. Оппоненты Минфина ссылаются на закон, но ведь его можно переписать. Возможна и другая уловка. Недавно министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выступил с прогнозом инфляции на этот год. Он насчитал всего 5,5%. Откуда взял? Загадка! Наверное, редко захаживает в магазины. Да, это всего лишь прогноз. Но кто, спрашивается, может помешать властям «назначить» именно такую официальную инфляцию и индексировать пенсии и прочие соцвыплаты на эти скромные проценты?

У финансистов работа такая - всеми средствами делать бюджет как можно менее дефицитным. Но не за счет же пенсионеров! Возможно, настала пора правительству обсуждать не как сократить социальные расходы, а как обеспечить экономический рост - стимулировать предпринимательскую активность, снижать налоговое бремя.

Пенсионеры - самая уязвимая категория населения. Но не стоит забывать, что она и весьма многочисленная - пенсионеров в России около 40 млн. И самая, между прочим, политически активная. Ходят голосовать в основном пенсионеры, молодежь выборы не больно жалует. Так стоит ли устраивать эксперименты с пенсиями? Если, не дай бог, на улицы вый-дут пенсионеры, все предыдущие акции протеста покажутся бурей в стакане воды.

Максим Грегоров

Карикатура А. Хорошевского

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.