Сегодня 26 марта 2017 г., воскресенье, 16:13USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Эдита Пьеха: «Каждый концерт - как последний»

1 августа 2015
hits 3285

Как конец июля, Пьеха сама не своя. «Если зрители не придут- значит, пора сворачивать удочки», - говорит она. Нет, пугать поклонников «последним концертом» Эдита Станиславовна не собирается. И все же... Через несколько дней нашей легендарной певице исполнится 78 лет, и она по традиции выйдет на сцену. По традиции - как в последний раз.

- Эдита Станиславовна, как всегда, волнуетесь перед концертом?

- Ну, конечно, от этого уже не отделаться. 30 лет назад я ввела эту традицию - в день рождения устраивать концерт для публики. Это мой праздник, и это лучше, чем застолье в каком-нибудь ресторане. Но каждый год волнуюсь, так уж устроена. Хотя удивлять никого не собираюсь. Сейчас идет уже 58-й мой концертный сезон, ничего нового ни для кого я не открою. Уже давно все новое - это хорошо забытое старое.

ЛИЧНОЕ

Эдита Пьеха трижды была замужем.

Первый муж - Александр Броневицкий- руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Дружба». В браке состояли с 1956 по 1976 г.

Второй муж - Геннадий Шестаков - капитан КГБ. В браке состояли с 1976 по 1983 г.

Третий муж - Владимир Поляков - сотрудник Администрации Президента РФ. В браке состояли с 1994 по 2006 г.

- А если брать не сцену, а жизнь, то лучшие новости - отсутствие всяких новостей?

- Наверное... Ну да, когда идешь навстречу 78-му дню рождения, уже нет всплесков, вулканы не извергают лаву, ничего такого не происходит. Жизнь течет спокойной рекой. Поэтому какие мои новости? Новостей нет, кроме того, что я стала дважды прабабушкой: сначала внучка родила девочку, а в прошлом году у внука сын родился.

- Недавно у вас еще один «родственник» отыскался. На госканале обсуждали его историю - жаловался, что ваша семья отказывается с ним общаться.

- Это не впервые, подобных самозванцев уже несколько было. Просто, к сожалению, в медицине существует такая отрасль - патопсихология. Человек что-то возомнил, внушил себе, и ничего с этим нельзя сделать. Вообще, у артистов, к сожалению, такие аномалии в жизни случаются. Меня они уже не удивляют - кроме улыбки, усмешки, ничего не вызывают.

- Посмеялись бы и над телевизионщиками, которые снимают о вас сериал. Тут почему не до смеха?

- Да, есть какой-то там сериал, какая-то Клаудиа, студентка из Польши. Я не давала добро на эту историю, сказала: хотите снимать - снимайте себе на здоровье, но это будет без меня. Ну подумаешь - кому-то захотелось что-то сделать про Пьеху. Могу только пожелать удачи сценаристу и режиссеру, если они пытаются создать какую-то байку. Но я просто не хочу, чтобы людей, которые 58 лет верили артистке по фамилии Пьеха, вдруг окунули в какую-то непонятную мешанину фантазий режиссера... Впрочем, я не революционерка, у меня нет спонсоров, я не дружу с богатыми людьми. Я не звезда - просто артистка, которая честно выступает 58-й год. Ну что, буду бороться с ветряными мельницами? Нет, я бессильна...

«Я ПОЛЬКА, НО Я НА СТОРОНЕ РОССИИ»

- История о том, что вас уже несколько лет не выбирают почетным гражданином Санкт-Петербурга, из той же серии?

- Ой, господи! Знаете, я почетный гражданин Кузбасса, почетный гражданин болгарского города Велико-Тырнова. Я почетный гражданин рабочего поселка Шатки, куда было вывезено 400 блокадных детей, - там выступала, и меня избрали почетным гражданином. А почетный гражданин Санкт-Петербурга... Видимо, это звание требует большего.

- И видимо, есть некие люди, которые этому препятствуют?

- Ну и на здоровье. Вы знаете, мне ничто в жизни не доставалось просто и с неба ничего не падало. И при получении народной артистки СССР мне препоны чинили. Тоже люди были против: как это так - иностранка, приехавшая сюда на учебу, и вдруг народная артистка Советского Союза! Но победили письма, победили люди, для которых я была народной артисткой, - в конце концов, с третьего раза это звание я получила. А почетный гражданин города Санкт-Петербурга... Ну что ж, это тоже приятно, очень приятно. Только у меня никаких особенных заслуг перед городом нет. Кроме того, что я как посол доброй воли представляла его почти в тридцати странах мира.

- По поводу заслуг все понятно. Удивляет другое: неужели в городе у вас есть недоброжелатели? Честно говоря, представить сложно.

- У всех есть недоброжелатели, жизнь так устроена. Давным-давно, когда только начинала свою артистическую жизнь, в какой-то газете меня очень сильно поругали. Я плакала. А директор нашего коллектива сказала: «Диточка, не солнышко, всех не обогреете». И это правильно. Я же изучала в том числе и философию: нет вечных истин и нет вечных ценностей.

- Вы вспомнили историю со званием народной артистки, когда вам припомнили происхождение. Сейчас все иностранное тоже не в чести. Каким-то образом ощущаете это на себе?

- Нет, я себя чувствую петербурженкой. Раньше меня часто спрашивали: вы родились во Франции, полька по национальности, живете в Советском Союзе - где же ваша родина? Всегда отвечала: родина моя там, где мой дом. Мой дом уже почти 60 лет в Ленинграде, в Санкт-Петербурге. Это моя родина, земля, с которой я сроднилась. Вообще, для меня этот город - настоящее открытие. Выросла же в шахтерской глубинке, и когда оказалась в Ленинграде, он произвел на меня необыкновенное впечатление. Я просто не верила, что хожу по улицам такого сказочно красивого города. И потом я знакомилась с людьми, с блокадниками, и все больше и больше понимала, что этот город стал моей судьбой. Он - моя любовь. И моя родина...

Эдита Пьеха с дочерью Илоной и внуком Стасом- Но вы полька, и этого не изменить. Скажите, когда перед 9 Мая отношения между Польшей и Россией накалились, вам было неприятно?

- Было неприятно, но я все равно на стороне России, потому что это мой дом. Да, я полька по крови и по происхождению, но живу я здесь и во всем, что связано с Россией, всегда отдаю симпатии этой стране.

- Эдита Станиславовна, как всегда, волнуетесь перед концертом?

- Нет, мне не нужно. Я просто любую ситуацию воспринимаю, как и любой россиянин, положительно по отношению к России.

- Скажите, а в Польше вас еще помнят? Вот если пройтись по Варшаве и назвать ваша имя, какая будет реакция?

- Нет, сейчас это уже нереально. Это в конце 60-х меня там знали. В 1968 году мы выступали в Зале конгрессов - это самый большой и престижный зал в Варшаве. Там присутствовали известные критики польские, среди них был Люциан Тедринский, который в свое время даже вел фестиваль в Сопоте. И он тогда написал огромную статью. Если вкратце: спасибо ансамблю «Дружба» - мы открыли новую страницу советской эстрады, а вот солистка этого замечательного коллектива нас удивила и расстроила: удивила тем, что она талантливая, расстроила - потому что могла бы прославлять польские песни, но, к сожалению, у нас ее украли русские. Прямо так и было написано - «украли русские» (смеется).

«МАМОЙ НЕ УСПЕЛА СЕБЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ»

- Ну а теперь о приятном. Все-таки действительно лучшая новость - то, что вы стали дважды прабабушкой. Как вам в этом новом качестве?

- Вы знаете, все это очень эмоционально. Когда стала бабушкой, когда у меня родился внук Стас, я думала, что все это не про меня, что я сойду с ума. Что это такая радость, которая не помещается в моем сердце. А сейчас, став прабабушкой, я начинаю это воспринимать как еще большее сумасшествие. Я, Пьеха, - прабабушка. Смешно!

- Вы ведь в свое время даже мамой не успели себя почувствовать...

- Констатирую такой факт. Ни о чем не сожалею - я знаю, что Илона моя дочь. Но действительно есть такой ма-а-а-ленький вирус в моей голове. Я иногда ей звоню, говорю: «Привет, Лася, это тебе звонит твоя суррогатная мама». Восемь месяцев мы с ней были как мама и дочка, а потом... Потом она ездила с нами, на сцену выходила - когда я пела «Город детства», стояла в обнимку с папой. То есть пока не пошла в школу, Илона была с нами на гастролях, а потом - с бабушкой и дедушкой... Такая же судьба ждала и Стаса. Тоже постоянно ездил со мной, потому что дочка заканчивала театральный институт, ей было не до него. А у нас на гастролях он был сыном полка. Пока я пела, с рабочими сцены играл в нарды, ползал везде и всюду. Однажды в Биробиджане даже на крышу забрался - вызывали пожарных, чтобы его снять, концерт пришлось останавливать.

- Помню, Стасу лет пять было или шесть, когда вы представили его на всю страну: «Этого молодого человека зовут Стас Пьеха». Все аплодировали. Но почему вы решили дать внуку свою фамилию?

- В честь отца назвала. Думала, что рожу себе сына и назову его именем папы. Но получилось, что внук стал его продолжением... А почему фамилию свою дала? Вы знаете, в 1988 году я была в Афганистане. Нас, артистов, встречал наш замечательный посол, устроил нам торжественный обед. Там его внучка была. Я спросила ее: «Как тебя зовут?» - назвала фамилию посла. Он говорит: «А я опекунство над ней оформил. Родители живут далеко, она все время с нами, так пусть носит нашу фамилию, нам приятно с женой, мы старики...» И у меня сразу мысль: Стас, он со мной - могу ему свою фамилию дать. Тут же дочке позвонила, говорю: «Ты учишься в театральном, Стас со мной по гастролям ездит - давай я оформлю опекунство». - «Мама, мне все равно, какую Стас будет фамилию носить, он же моим сыном от этого быть не перестанет...» И абсолютно недоброжелатели не правы, когда говорят: дескать, фамилию ему дала, чтобы он был артистом. Я последней узнала, что Стас ушел на «Фабрику звезд»...

- Одно время между вами были некоторые разногласия - творческого плана. Все уже улеглось?

- Да нет никаких разногласий - каждый живет так, как он чувствует. Стас чувствует себя 30-летним парнем, а я - человеком, имеющим за плечами большую жизнь творческую. И каждый ведет себя соответственно своему нутру. Когда я начинала, про меня писали: «Кабацкая певичка, ей место в ресторане». Потому что я не пела «Са-а-а-ловей мой», пела другие песни, а потом еще микрофон снимала и шла гулять по сцене. Мне же, извините, было 20 с чем-то: танцевать я не умела, но мне хотелось быть ближе к публике. А потом еще стала комментировать свои песни - вообще обалдели все. Было же принято как - «Выступает...» и  - «У рояля...» Но моя природа требовала другого. Это было естество мое, потребность.

- Ну а сейчас на молодых какими глазами смотрите?

- Я не выступаю в роли наблюдателя. Но если кто-то яркий появляется - сразу вижу, долго этот человек продержится или нет, прогнозы почти всегда точные. Вообще, сейчас нет такого, как раньше. Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Леонид Утесов - вся их жизнь прошла на сцене. А теперь в основном временные явления. Появится, вспыхнет. И как быстро эта звезда зажглась, так же быстро она и исчезает. Понимаете, артист - это, прежде всего, личность, персона. А что такое личность? Это не как все. Когда я в зале консерватории появилась в новогоднюю ночь с 55-го на 56-й год... Ну, студентка первого курса: в свитерочке, в юбчонке, с кичкой сзади - мне было 18 лет, даже не знала, что глазки красят. Я спела: «Аутобус червоный». И в зале была такая мертвая тишина. Дальше - взрыв, и потом эту песню я четыре раза повторяла. После концерта все приходили за кулисы, говорили: она ни на кого не похожа! Мы такого не слышали! Ее надо учить, обтесать - станет великой артисткой! Броневицкий сказал: «Нет, она такая, какая есть. Она ни на кого не похожа, в этом ее талант, и с этим она пойдет по жизни».

Эдита Пьеха«ВАЛЕРИЮ ПОКРИТИКОВАЛА, ПОТОМУ ЧТО ОНА МНЕ НЕБЕЗРАЗЛИЧНА»

- Некоторое время назад вы покритиковали певицу Валерию - обиделась девушка, а вместе с ней и ее муж Пригожин...

- Да, я читала. Но они должны вникнуть. Я ведь не критиковала Валерию, очень доброжелательно к ней отношусь, мне нравится ее вокал. Но мне хотелось, чтобы она у меня спросила: Эдита Станиславовна, а что вы имели в виду? А мне кажется, ей надо просто себя послушать. Вокал у Валерии хороший, но не хватает нюансов каких-то. Можно ведь по-разному спеть, скажем, «Я люблю тебя, жизнь» - можно как хор, а можно как Марк Бернес. Появятся нюансы, и она станет шикарной певицей.

- Кому еще советы дадите?

- Вы знаете, я, во-первых, не музыкант - я же не училась нигде музыке. Мое восприятие - интуитивное, но оно бывает очень близко к истине. Помню, как-то меня пригласили в жюри - в Сочи проходил конкурс. Там пел певец - ставленник ЦК комсомола, Калайда его фамилия. Вы слышали про такого? Он получил Гран-при. Спрашиваю председателя жюри Флярковского: «Что вы думаете об этом певце?» - «Хорошо поет». Потом Долина вышла. Все знали, что в это время она пела в ресторане «Жемчужина». Флярковский: «Тоже хорошо поет, но она же из кабака». Я возмутилась: «Так же неправильно: этот из комсомола - значит, он хороший, а эта из кабака - значит, плохая». Потом уже началось обсуждение. Все: Калайда, Калайда! А я говорю: «Стоп! Вот девушка по имени Лариса спела так, что у меня были мурашки. Вас интересует, что пока она поет в ресторане? Но ее, если найдет свои песни, будут помнить еще много-много лет, а Калайду вы на следующий год забудете». Кобзон говорит: «Правильно, Эдита, ты права! Я за Долину!» Нет, все-таки Калайде дали первое место, а Долиной второе, хотя поначалу вообще не хотели о ней говорить - кабацкая.

- Долина знает об этом факте?

- Да, она слышала и часто говорит: «Эдита Станиславовна, я помню, вы за меня голосовали». Отвечаю: «Ну и что? Я же была права!» Но про других я не могу ничего говорить, не могу быть судьей. Если про Валерию сказала, то только потому, что она мне нравится, она мне небезразлична. Вообще, я хочу, чтобы на нашей эстраде были исполнители, которых с первого раза можно запомнить, а не случайные, которых надо раскручивать с помощью клипов и проплаченных телепередач. Нет, «фабрик» не должно быть. Искусство - это не фабрика, не индустрия. Хотя у нас и «Фабрика звезд» была. Но много ли этих «звезд» задержалось?

- Напомнить? Тот же Стас Пьеха...

- Ну, я не хочу про него говорить. Не потому что у него моя фамилия... А потом, в нем что-то есть, вы знаете. Он очень скромный, у него вокал хороший. Какое-то время у Стаса была некая растерянность, он думал про джаз, до сих пор слушает английских певцов: Стинга и других. А я его все-таки пытаюсь перетянуть на Бернеса, хочется, чтобы он славянским был певцом. И не только певцом, но и исполнителем - в этом плане мне ближе французская школа, где на первом месте смысл песни, а не просто самолюбование и модная аранжировка... Сейчас со Стасом мы редко встречаемся, у него гастроли. Когда позвонит, я рада: рассказывает, как там, что. Проблемы есть, нынче публика не очень любит посещать концерты. И по этому поводу я тоже переживаю. Сейчас у меня «Октябрьский» зал, четыре тысячи мест, не знаю: соберу - не соберу. Но все это естественный процесс, потому что теперь публика больше тяготеет к каким-то другим интересам - у каждого есть интернет, у каждого свои развлечения. Раньше развлечение было - попасть на концерт к любимому артисту. А сейчас уже дома можно иметь это удовольствие.

- Сейчас со своей публикой вы отмечаете 78-ю годовщину. А через два года стоит ждать чего-то грандиозного?

- Да нет, я каждый свой концерт воспринимаю как последний. Хотя на моем счету много лет жизни на эстраде, все равно я каждый раз думаю: ну, вечных двигателей нет, когда же, Пьеха, ты закончишь это все?

- Зачем об этом думать?

- Об этом думать нужно. Не надо ждать, когда объявят, что твой концерт отменяется, потому что билеты не проданы.

- А вы каждый год этого боитесь?

- Конечно. Поэтому и готовлюсь к каждому концерту как к первому и каждый раз как к последнему.

- Но сами же говорите: сейчас сложные времена, и если ваш концерт соберет только 50 процентов зала?..

- Это значит: бери шинель - пошли домой. Пора сворачивать удочки... Вы понимаете, жизнь - это не только «можно», это еще и «нельзя». Нельзя падать духом, нельзя ронять свое достоинство, нельзя быть жалким, нельзя быть нищим душой. Надо быть всегда на высоте. И мне нравится такая жизненная позиция. Не надо играть кого-то - надо быть самим собой. Вы знаете, одна французская певица, когда ее спросили, в чем секрет ее успеха, сказала: «Же суи, ком же суи» - «Я такая, какая есть». Поэтому я считаю, что надо сохранять себя, беречь свое имя. И если надо будет уйти - я уйду, не заставлю просить себя дважды. Пока такого, чтобы публика мне намекнула на это, не было. Но будет - нет ничего вечного...

Дмитрий Мельман

Фото А. Кривцов, А. Цветков, FOTODOM.RU

 

 

 

Просмотров: 3285
Поделиться
Александр Шаганов: «В Расторгуеве сложно было разглядеть будущего народного артиста» Далее в рубрике Александр Шаганов: «В Расторгуеве сложно было разглядеть будущего народного артиста»


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.