Проблемы семьи и воспитания
3132 | 0

Детские шалости со взрослыми последствиями

Детские шалости со взрослыми последствиями
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Шоплифтеры, хайпбисты, реселлеры - это термины из молодежной субкультуры, которые начали использовать не только представители золотой молодежи, но и подростки из обыкновенных семей. Вот только родители чаще всего понятия не имеют, о чем идет речь, и как развлекаются их отпрыски. А зря...

Скандальная стритрейсерша Мара Багдасарян в очередной раз стала героиней новостей. Барышню, с упоением игнорирующую все мыслимые и немыслимые правила ПДД и давно уже лишенную за это прав, опять задержали за незаконное вождение автомобиля.

Что она там нарушила, не так уж и важно. Важно то, что на очередное хулиганство героини автохроники немедленно отреагировали некие общественные организации, призвавшие выслать хулиганку на историческую родину и даже оплатить ей билет за казенный счет.

Так или иначе Мара Багдасарян привычно засветилась в топе новостей на федеральных телеканалах, а ее имя в интернете звучит не реже, чем фамилии футболистов Смолова и Акинфеева.

Именно этот случай в очередной раз привлек внимание комментаторов к теме золотой и самой обыкновенной молодежи. Казалось бы, что тут может быть нового?

«МН» провел свое расследование и выяснил, что в последнее время у молодых людей (кстати, не только мажоров) появились новые увлечения. Например, новый вид спорта - кражи в магазинах, а также организованная демонстрация брендовых вещей и современный вариант фарцовки.

КОМУ НУЖНА НЕНУЖНАЯ КРАЖА?

В специальных группах соцсетей купить дорогие вещи можно за сущие копейки. Ветровка, цена которой в бутике не меньше 20 тысяч рублей, здесь уходит за десятку, а то и меньше. Брендовые джинсы стоят рублей 500. Мелкие гаджеты, наушники и флешки обойдутся дешевле, чем обед в городской забегаловке.

Все эти вещи краденные. Они совершенно не нужны своим владельцам - чаще всего отпрыскам из далеко не бедных семей. Воруют они не из нужды, а ради спортивного интереса. Увести хорошую вещь из-под носа продавцов и охранников - это теперь особый шик и причина для гордости перед ровесниками.

Шоплифтеры - так они сами себя называют. На их сленге «купить» - это украсть. «Обнести» - обворовать. Поэтому когда в соцсетях появляется хвастливая запись: «Купил сегодня мобильник на 40 тысяч...», не следует думать, что за технику отдали деньги. Просто человек «обнес» магазин на такую сумму.

«Чаще воруют мелкие предметы, но несколько штук. Их легче спрятать. Недавно поймали парня, который украл три чехла для планшета и две компьютерные мышки, - рассказывает Михаил, работающий руководителем службы охраны крупной торговой сети.

Когда у вора спросили, зачем ему столько барахла, он неопределенно махнул в сторону приятелей, стоящих неподалеку. Видимо, для них старался. Вызывать полицейских не стали - юного воришку отпустили. Охранники у входа сообщили потом, что все воришки уехали на очень дорогой машине.

Нельзя сказать, что российские шоплифтеры освоили новейшие технологии. Пока что вершина технической мысли - несколько способов снятия магнитов с нужной вещи. «Первая преграда - это конечно же магниты, которые висят практически на каждой вещи, иногда их даже несколько. Бывают скрытые метки. Это, пожалуй, самая основная сложность», - откровенно делятся они секретами того, как пройти через рамку, не «запищав» при этом.

Например, можно сделать броник - фольгированный пакет или обшитую радиотканью сумку. Есть мощные магниты для снятия магазинных датчиков. Не будут лишними кусачки и крючки. На крайний случай в ход идут зубы и ногти.

Охранники говорят, что чаще всего пойманные воришки возвращают вещь прямо на месте, поэтому до полиции дело доходит редко. Иногда в дорогих магазинах покупателям даже позволяют украсть какую-нибудь мелочевку - зато прибыли от покупок, которые они сделали вполне законно, намного больше.

Зачем кражи нужны людям, которые не испытывают недостатка практически ни в чем? Можно ли назвать их клептоманами - людьми, испытывающими болезненную тягу к воровству? Оказывается, нет.

«Клептоманов преследует навязчивая идея обладать вещью. Но, совершив противоправное действие, они всегда испытывают чувство вины. Огласка клептоманам только навредит. Шоплифтеры же, наоборот, стараются рассказать о своем поступке как можно более многочисленной аудитории», - пояснил клинический психолог Иван Алименко.

Специалисты считают, что такое поведение представляет собой травматическую реакцию на какие-то семейные проблемы, поэтому предлагают идти в кабинет психолога всей семьей. Представители бизнеса с ними не согласны. Они говорят, что молодые люди просто распущены и кражи стали для них не очень опасным, но увлекательным приключением.

ПОЧЕМУ ФУТБОЛКИ БЫВАЮТ БЕСЦЕННЫМИ

На фотографии в интернете - молодой парень в чудовищной одежде. Футболка явно не по размеру, зато во всю грудь на ней изображена Мона Лиза. Не в меру зауженные джинсы больше напоминают женские легинсы, а вместо обуви - нечто непонятное кислотного цвета.

Парень сам выложил свою фотографию и с гордостью подписал, что сколько стоит. Футболка - 15 тысяч рублей, джинсы на пару тысяч дороже, а вот кислотная обувь - почти под полтинник. Рядом кто-то делится собственными изображениями в пальто за 180 тысяч рублей.

Эти люди - хайпбисты. Или охотники за брендами. Сейчас «брендомания» превратилась в субкультуру. Ее участникам - состоятельным молодым людям - важно, чтобы на видном месте был узнаваемый логотип. «ВКонтакте» на сообщество подписаны больше 80 тысяч человек.

Дело не в том, что за неказистую шмотку отдано очень много денег. Дело в том, что ее удалось достать. Оказалось, что до России оригинальные товары из последних модных коллекций доходят очень ограниченно. Например, некоторые брендовые вещи можно купить, только победив в специальной лотерее, устроенной магазином. Чаще всего товар привозят крошечными партиями, до небес взвинчивая цены.

О том, что начинается продажа каких-нибудь модных кроссовок, охотники за дорогой одеждой узнают заранее. Поэтому за них идет настоящая битва - тяжелая и выматывающая.

В ноябре 2017-го больше 3 тысяч человек собрались у фирменного магазина знаменитого бренда, торгующего спортивной одеждой. Уже в 6 утра было ясно, что большинство покупателей провели здесь ночь напрасно. Разыгрывалась лимитированная партия всего из 150 пар кроссовок.

Хайпбисты породили новую, а точнее хорошо забытую старую профессию. «Реселлеры» (или по-простому фарцовщики) скупают брендовые вещи, а потом выкладывают их в Сеть и перепродают. Реселлер может, например, выкупить штучную партию редких маечек от «Гуччи» и потом втридорога их перепродать. Как и редкие кроссовки. Раньше их звали просто спекулянты или фарца.

Но в отличие от фарцовщиков, реселлерам тюремный срок сегодня не грозит. Если деятельность шоплифтеров полиция отслеживает хотя бы в Сети, то на перекупщиков никто из стражей правопорядка не реагирует. Этот бизнес давно уже разрешен.

Психологи разводят руками, пытаясь объяснить, что заставляет хорошо образованную молодежь тратить время на подобные глупости, а родители привычно не обращают внимание на такие милые «детские шалости».

Наталья Пуртова.

FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.