Новости культуры и искусства
19456 | 0

Дмитрий Дюжев: "Станиславского в детстве читал, как "Остров сокровищ""

Дмитрий Дюжев: "Станиславского в детстве читал, как "Остров сокровищ""
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН


Дмитрий Дюжев

Сегодня в это невозможно поверить, но лет 15 назад Дмитрий Дюжев, юноша из актерской семьи, был настолько застенчив, неуверен в себе и своем предназначении, что дважды с успехом поступал в ГИТИС и оба раза убегал домой в Астрахань...

К счастью, фамильные актерские гены взяли свое. И оказалось, что парень не только недюжинного роста - под два метра, но и таланта. Первая же сыгранная им большая роль в кино - Космос в "Бригаде" - сделала его знаменитым. Успех фильма был настолько ошеломляющим, что сразу после выхода этой "бандитской саги" дети по всей стране стали играть в "бригаду Саши Белого". И это приняло такой размах, что генералы МВД, политики и даже некоторые крупные режиссеры на полном серьезе призывали фильм немедленно запретить, иначе на нем вырастет новое криминальное поколение.

Дмитрий Дюжев свой актерский шанс не упустил: не стал актером одной роли, не зазнался, не пустился во все тяжкие, что часто случается с "внезапными народными любимцами", а каждой новой ролью доказывал, что первый успех не случаен.

Сегодня 34-летний Дюжев не только актер прославленного МХТ им. Чехова, обладатель незаурядных вокальных данных и победитель телеконкурса "Две звезды". Окончив два года назад Высшие режиссерские курсы ВГИКа, он снял уже несколько короткометражек, за одну из которых получил Гран-при на фестивале "Отражение".

- Дмитрий, вы поете дуэтом с Тамарой Гвердцители, снимаетесь у таких мэтров как Михалков, Шахназаров, Лунгин, Балабанов, сами уже заявили о себе как о режиссере. Как при такой невероятной загруженности вы чувствуете себя в стационарном театре?

- Я мечтал о работе в МХТ. Еще мой отец, актер Петр Дюжев, будучи молодым, приезжал из Астрахани в Москву поступать во МХАТ. И я с детства помню, как он взахлеб рассказывал об этой поездке, об истории МХАТа, о его великих актерах - Василии Топоркове, Михаиле Яншине, Алексее Грибове, Ольге Книппер, Иннокентии Смоктуновском. А книга Константина Сергеевича Станиславского "Моя жизнь в искусстве" была у нас в доме настольной, мы читали ее с папой наряду с "Островом сокровищ" или "Приключениями Тома Сойера".

- Но театр - это же строжайшая дисциплина, золотая, но клетка!

- Я вам вот что скажу: с тех пор как мне здесь стали доверять главные роли, мне ничего больше неинтересно, даже в кино. Поймите, это же не просто театр, а легенда! МХАТ, актерищи какие выходили на эту сцену аж с 1898 года, когда он был открыт! Тогда они даже одевались по-особенному - в такой черно-белой тональности. И народ толпами в Камергерский переулок сбегался - посмотреть, как они выходят из театра, как они себя ведут, как одеты... Сейчас такого нет. Просто есть любопытство посмотреть на "имена".

- Кстати, как вы оказались в труппе Олега Павловича Табакова? Ведь, насколько я знаю, даже после триумфа "Бригады" вы продолжали играть в ТЮЗе разных "зайчиков"...

- И не стесняюсь этого. Я служил у Генриэтты Яновской и Камы Гинкаса. Но Олег Павлович... Впрочем, начать, наверное, надо не с этого.

После "Бригады" на меня обрушилась популярность. Посмотреть на артиста, который сыграл Космоса, хотели многие - зал набивался до отказа. И мне так было неудобно и стыдно  - ведь я играл в спектаклях ТЮЗа либо в массовке, либо в совсем крошечных эпизодиках.

Представьте картину: заканчивается спектакль, где я пару раз появился. На сцену, на поклоны, выходят 15 артистов. А весь зал, состоящий в основном из девчонок и мальчишек, с цветами, игрушками подбегает ко мне. После очень хорошего спектакля Генриэтты Яновской они опять ринулись ко мне. Охапки цветов в моих руках уже не помещались! Это было настолько мной незаслуженно, что я был готов сквозь сцену провалиться. Начал подходить ко всем актерам и раздавать букеты. И за спиной вдруг услышал голос девушки, которая кричала нашей актрисе: "Отдайте Диме мои цветы, отдайте, там моя записка!" И эта актриса, смутившись, бежит ко мне: "Дима, забери, пожалуйста, свой букет!" И все артисты начинают возвращать мне цветы. Клянусь, в тот момент мне хотелось просто умереть от стыда!..

Некоторое время спустя режиссер Евгений Писарев предложил роль Джека в пьесе "Примадонны", которую он хотел ставить в МХТ. Вот тогда Олег Павлович и пригласил меня на беседу. Он сразу сказал, что с нынешнего момента больше не хочет приглашать в спектакли звезд со стороны. "Вам интересен наш театр, вы хотите ему служить?" - спросил меня напрямую Табаков.

- Прямо вот таким "высоким штилем"?

- Да! Абсолютно. "Я всегда мечтал играть в МХТ!" - воскликнул я. "А вот если вам интересно, тогда будьте мхатовцем!".

И вот я уже 6 лет проработал в МХТ. Здесь нет мелочей, атмосфера, дух поколений должны сохраниться. Неписаный закон - все должны при встрече здороваться. Потому что это то место, где все друг друга рады видеть, все друг другу желают здоровья...

- В "Утомленные солнцем-2" вы с Никитой Сергеевичем Михалковым работали без преувеличения бок о бок - играли его сокамерника. Что больше всего поразило вас на этих съемках?

- Поразило, как много, скрупулезно Никита Сергеевич работал с воспоминаниями участников войны, с архивами. Ведь все эпизоды совершенно не придуманные. Сюжет придуман, а эпизоды войны из воспоминаний брали...

Он уникальнейший человек, фантастически четко чувствует психотип каждого члена своей съемочной группы. Знает: на этого никогда нельзя кричать, а к этому надо всегда быть строже, а вот этот всегда сам готов к работе на все сто. И точно знает, как донести мысль. Однажды пришел молодой артист. А у нас уже была более-менее сложившаяся команда. Парень играет свой эпизод. Вся сцена-то на нем, а он вообще ничего не может сделать! И вот после генеральной репетиции Михалков подходит к этому молодому актеру и что-то шепчет на ухо. Пауза, начинаем снимать - и парень вдруг так заиграл, что мы просто рты раскрыли от изумления! Для меня до сих пор загадка: вот что ему такого волшебного Никита Сергеевич нашептал?!

- Перед Новым годом вышла картина "Бригада. Наследник". Как относитесь к продолжению культового сериала?

- Хотя мы все, кроме Белого, погибли, нам продюсером Сашей Иншаковым была предложена такая идея: мол, на самом деле никто не погиб, все это была разыгранная ситуация для ФСБ. Постреляли, потом встали, вытерли кровь и разъехались по разным уголкам. А спустя 15 лет встретились...

В общем, были интересные варианты продолжения. Но есть режиссер Алексей Сидоров, который всю историю "Бригады" придумал и снял. А поскольку снимать продолжение он не согласился, то говорить о нашем участии бессмысленно...

Есть и другая причина. "Бригада" снималась более 10 лет назад. В 22 года я сыграл свою первую большую роль, я сам до конца не верил, что мне ее дали, не осознавал до конца, что это счастье, мой звездный билет. А теперь все изменилось: и мы другие, и физика наша. К тому же это законченная история. Войти в эту воду, сыграть ту же эмоцию... Есть риск все испортить.

- В недавнем сериале "Одесса-мама" вы прекрасно сыграли советского прокурора - честного и неподкупного...

- Что больше всего меня потрясло во время работы над ролью, что мой персонаж не вымышленный, а вполне реальный человек, и таких в СССР в те годы было немало. Я даже встречался с бывшим одесским прокурором. Между прочим, несколько его историй потом вошли в фильм. В 60-х годах еще было такое доверие к органам, что прокурор ходил по городу, по укромным одесским дворам один, без охраны.

- Что из той системы правосудия можно было взять в нынешнюю?

- Мораль. Этого нам сегодня не хватает. Прокурор мог сказать: "Вы советский гражданин. Как вам не стыдно?" Сегодня смешно услышать на заседании суда что-то типа: "Как вам не стыдно, вы же - россиянин!" Вот чего бы хотелось.

- Вашему сыну Ивану - четыре года. Не боитесь, что он может попасть под влияние интернета, вредных телевизионных программ?

- Конечно, боюсь. Поэтому мы с женой Татьяной стараемся как-то ограждать его от ненужной информации. Компьютер задействуем только на развивающие программы - на внимание, сообразительность, скорость.

- Вы человек верующий. Рассказываете сыну о жизни с Богом?

- Естественно. У нас дома висят иконы, Ваня с крошечного возраста знает, что такое причастие, храм. На ночь я читаю ему разные книжки. Вот вчера - про святого Трифона. Он сам достал эту книгу с полки, попросил почитать - про Христа, про беса. Мы говорили про возгордившегося ангела, который был изгнан с небес на землю Богом... Сын у нас растет очень послушный, понятно, что в меру своего возраста иногда капризничает, но мы его особо не наказываем. Меня-то родители в детстве иногда прикладывали ремнем - за плохие оценки, за поведение. И у меня сложилось такое представление, что дать подзатыльник ребенку - это правильно. Но моя мудрая жена, окончившая психфак пединститута, защитившая диссертацию по детской психологии, все мне рассказала про эту самую психологию, про детские комплексы и обиды. И сейчас мы с моим сыном просто разговариваем и договариваемся. Понимаете, нужно уметь с ребенком договориться! Вот тогда получается сильный союз семейных отношений, правильный контакт детей с родителями. А не то, что отец тебя за провинность лупанет по лбу, и ты этого боишься. Просто тебе будет очень стыдно, если уговор нарушишь.

Андрей Колобаев,

фото - fotobank.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.